Узнайте, почему скульптура "Родина-мать зовёт!" носит такое название. История, символика и технические данные этого величественного памятника на Мамаевом кургане в Волгограде. Читайте на История и мир.
Cодержание
Общая информация
Скульптура "Родина-мать зовёт!" является композиционным центром памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде. Это одна из самых высоких статуй в мире и самая высокая статуя в России (без постамента) на момент ее постройки и в течение последующих 22 лет [1].
Скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин создали многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Эта статуя аллегорически изображает Родину, зовущую своих сыновей на битву с врагом [1].
Строительство памятника-ансамбля началось в мае 1959 года по проекту и под непосредственным руководством скульптора Е. В. Вучетича. В сотрудничестве с ним работали другие скульпторы, архитекторы и инженеры. Памятник был завершен 15 октября 1967 года [1].
Символизм
Статуя "Родина-мать зовёт!" символизирует патриотический дух и призывает защищать Родину. Фигура женщины с поднятым мечом представляет Родину, которая призывает своих сыновей на битву с врагом [1].
Изображение меча связывает этот монумент с другими памятниками, такими как "Тыл - фронту" в Магнитогорске и "Воин-освободитель" в Берлине. Этот символ также является одним из главных элементов визуальной символики Волгоградской области с 2000 года [6].
Технические данные
Скульптура "Родина-мать зовёт!" выполнена из предварительно напряженного железобетона. Общий вес конструкции составляет 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических элементов, без учета основания [7].
Высота памятника составляет 85 метров без постамента, что делает его одним из самых высоких в мире. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота скульптуры женской фигуры составляет 87 метров с установочной плитой [7].
См. также
История
Выражение "Родина-мать" использовалось в русском языке еще в XIX веке и встречается, например, в поэме Некрасова "Саша" [8].
Советский образ Родины-матери получил широкое распространение благодаря плакату Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовёт!" и другим патриотическим работам. Этот образ также использовался в патриотических постановках и изображен на памятниках, включая статую на Мамаевом кургане в Волгограде и статую на берегу Днепра в Киеве [2] [5].
Скульптуры "Родина-мать"
Кроме статуи "Родина-мать зовёт!" на Мамаевом кургане в Волгограде, этот образ воплощен также в других памятниках. Например, на берегу Днепра в Киеве установлена статуя "Родина-мать". В Санкт-Петербурге на Пискаревском мемориальном кладбище также есть небольшая статуя "Родина-мать" [9].
В Армении и Грузии также есть свои местные версии статуи Родины-матери, посвященные победе в Великой Отечественной войне. В Ереване это статуя "Мать-Армения", а в Тбилиси - "Мать Картли" (Картвлис Деда) [9].
Заключение
Статуя "Родина-мать зовёт!" на Мамаевом кургане в Волгограде является одной из самых высоких статуй в мире и символизирует патриотический дух и роль Родины в защите страны. Ее создание было продолжительным процессом, и она стала значимым памятником Великой Отечественной войны. Образ Родины-матери также нашел отражение в других памятниках и стал важной частью культурного наследия России и других стран [1] [9].
Ссылки:
[1] Статья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родина-мать_зовёт!
[2] Статья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родина_(память)
См. также
Что нам скажет Википедия?
Скульпту́ра «Ро́дина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки и в течение последующих 22 лет).
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже.