Зачем запорожские и донские казаки носили чуб на голове? В данной статье мы попытаемся разобраться в сакральном значении чуба для казаков, его религиозных и обрядовых аспектах, а также причинах его использования.
Введение
Зачем запорожские и донские казаки носили чуб на голове? Этот вопрос вызывает интерес и любопытство исследователей и историков. В данной статье мы попытаемся разобраться в сакральном значении чуба для казаков, его религиозных и обрядовых аспектах, а также причинах его использования.
Исторический контекст
Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. Сразу же у них появились свои отличительные черты, среди которых была и причёска - чуб. Эта мужская причёска представляла собой выбритую голову и оставленную длинную прядь волос на макушке.
Сакральное значение чуба
Для казаков чуб, также известный как оселедец, имел сакральное значение. Носить его разрешалось только тем казакам, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Это был символ мужества и статуса. Молодые казаки, только вступившие в казачью общину, носить чуб не могли, так как они ещё не прошли испытания и не заслужили этого права. Вместо чуба, им коротко стригли волосы.
Религиозные и обрядовые аспекты
Чуб нес только внешний символ доблести и статуса, он также имел религиозное значение для казаков. Верования казаков гласили, что после смерти они будут гореть в аду за загубленные души, но чуб поможет им выбраться из ада. Поверье гласило, что сам Господь поможет тому, кто попал в ад, вытянув его за чуб и спасая от адских мук.
Носить чуб также помогал отпугивать нечистую силу. Казаки зачёсывали прядь волос на левый бок, так как считалось, что нечистые силы садятся именно на левое плечо и могут побудить людей на неправедные поступки. Чуб служил своеобразным талисманом, отпугивающим негативные энергии и силы.
Потеря чуба
Потеря чуба была считалась позором для казака. Атаман мог лишить казака оселедца за провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Для донских казаков потеря чуба означала не только потерю статуса, но и потерю веры. Казаки считали, что после потери чуба им уже не спастись из ада, их души будут осуждены на вечные муки.
Зачем казаки носили серьгу в ухе?
Кроме чуба, серьга в ухе имела также большое значение для казаков. Серьги у казаков, чаще всего в виде полумесяца, были символом социального статуса и семейного положения. Казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери, а серьга в правом ухе символизировала оставшегося последним мужчину в своём роду.
См. также
Выводы
Итак, чуб и серьга были важными элементами внешнего облика и символами для запорожских и донских казаков. Чуб представлял собой не только причёску, но и имел религиозное и обрядовое значение, связанное с верой, защитой от нечистой силы и отпугиванием негативных энергий. Потеря чуба была великим позором и считалась потерей статуса и веры. Серьга в ухе также являлась символом социального статуса и семейного положения казаков.
Что нам скажет Википедия?
Чуб - прядь мужских волос, вихор.
У В. И. Даля перечисляются: Чуб (м.) чубо́к, чубе́ц, чу́бчик, чуби́шка, чуби́ща; чуба́к, чупа́к (арх.) чупры́на (ж.) юж. зап. чупру́н (м.) хохол (хохолок), вихор, взбитый или отрощенный клок волос, косма на темени, оселедец, или на лбу, тупей. В русском языке это слово может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей.
У тюрков
Основная статья: айдар (причёска)
Подобная причёска (айдар) издревле была принята у древних праболгар, хазар, печенегов, половцев и других кочевников Великой степи. Лев Диакон, вероятно, лично видевший киевского князя Святослава Игоревича, свидетельствует, что «голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода».
Кызылбаши брили бороды, отпускали длинные азербайджанские усы, а на бритой голове оставляли чуб. Со слов агента Московской компании Лайонеля Плэмтри, побывавшем в Сефевидской империи в 1568—1574 гг., длина чуба могла достигать 2 футов (~ 61 см), а её обладатели верили в то что с помощью него они легче перенесутся на небо, когда умрут.
У казаков
У польско-литовской шляхты XVI—XVII веках чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды и, как следствие, особым знаком особого аристократического происхождения, отделявшим не только от простолюдинов, но и от коренного населения. Для запорожских казаков (черкас) такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось. Казачий отрощенный клок волос называют также: айдар, ардар, оселедец, чупрун, чуприна, хохол (хохолок).
Значение чуба, хохла или айдара в русском языке постепенно менялось, напрямую следуя за политической ситуацией. Во времена смуты клок волос на бритой голове крепко запомнился русским людям, прежде всего, как бросающаяся в глаза черта внешнего облика вражеского войска, вторгшегося в Россию, и безусловно относившийся к человеку «чужого» мира и «чужой» веры. Однако очень скоро, уже к середине XVII века (в 1640-х годах) запорожцы приобрели репутацию главных защитников православия в Речи Посполитой и, как следствие, изменилось отношение к казацким чубам. Необычная, не соответствующая русским традиционным нормам внешность продолжала оставаться в сознании критерием различения, но человек с такой внешностью уже перестал оцениваться как приверженец чужой, латинской веры, а «хохол» на его голове уже не воспринимался как символ вероотступничества.
Похожие причёски