Философия бусидо и кодекс чести самураев. Узнайте о принципах, которыми руководствовались самураи в управлении собой и сохранении репутации. Эксперт Дмитрий Скворцов делится своими знаниями о философии бусидо.
Cодержание
О том, что такое философия бусидо и как современный человек может рассматривать кодекс чести самурая как свод принципов, позволяющих управлять собой, сохранять спокойствие ума, репутацию и преданность важным вещам, — рассказывает эксперт по герменевтике и критическому мышлению, популяризатор философии Дмитрий Скворцов.
Как возникло бусидо?
Японское бусидо — неписаный кодекс воинов-самураев. Наряду с философией стоицизма или прагматизма, бусидо можно рассматривать как свод принципов, позволяющих управлять собой — быть честным и верным, вежливым и скромным, готовым к самопожертвованию и заботящимся о хорошей репутации. В бусидо мы находим рекомендации для сохранения самоконтроля и мотивации — психологические качества, которые нужно поддерживать и развивать, важность постоянного роста, ценность искусства, сохранение преданности важным вещам в нашей жизни.
Сословие самураев появилось после того, как в 645 году 36-й император Японии Котоку (645-650) был возведен на престол в результате победы в борьбе за власть, которую необходимо было защищать. Слово «самурай» в японском словаре древнего языка переводится так: «служить великому человеку», «защищать хозяина». Самураи представляли собой сословие воинов — «буси», чье единственное предназначение заключалось в службе господину — «даймё» — и участию в войнах с другими феодалами. «Кодекс самурая» или «Будосёсинсю» («Путь воина для начинающих» в переводе с японского языка. — Forbes Life) был написан конфуцианским монахом XVII века, которого звали Тайра Шигесуке. Он был военным историком, сформулировавшим в тексте поучения для самураев, которые пять веков вырабатывали стандарты поведения японского воина.
Восточные варвары
К первым произведениям, в которых дано описание характера и образа жизни самураев, можно отнести гунки («военные повести»), появившиеся в XII-XIV веках. Гунки писали аристократы, так как на ранних этапах своего развития самурайство было слабо образовано, и самурай в силу своей специфической профессиональной деятельности отводил наукам и искусству незначительную роль. Самураи противопоставили закостеневшему куртуазному, женственному, чувственному миру Хэйанской аристократии динамичную культуру, основанную на брутальности и маскулинности.
При дворе самураев зачастую называли «восточные варвары», так как большая их часть пришла с равнины Канто, расположенной на востоке страны. Самураи, не умеющие слагать стихи и тонко чувствовать окружающий мир, занимали в глазах аристократов очень низкое положение, они были грубыми, необразованными людьми, больше приспособленными к тому, чтобы проливать кровь, нежели поддерживать приятную беседу. Самураи с равнины Канто занимались сельским хозяйством (низшие ранги) и обеспечением безопасности обширных феодальных владений. Немного лучше аристократы относились к самураям, пришедшим с западных земель Японии. Западные самураи были вовлечены в торговые отношения между Японией и Китаем, вели более спокойный образ жизни, позволяющий им уделять наукам и искусству больше времени.
Сэппуку
В тексте Хэйкэ-моногатари («Повести о доме Тайра») один из героев описывает разницу между восточными и западными самураями. «Сражаться с восточными самураями будет сложно, — говорит герой повествования, — потому что, если во время битвы между западными самураями погибает сын, битва останавливается на день, если отец — на неделю, пока не будут справлены все траурные церемонии, самураи же востока сражаются до конца и только потом придаются печали и трауру. Если заканчивается провизия, то западные самураи приостанавливают военную компанию, пока не будет собран новый урожай. Восточные же самураи ведут войну несмотря ни на что, ограничивая свои потребности и Хараки́ри (яп. 腹切り), или сэппуку (яп. 切腹)[1] (букв. «вспарывание живота»), — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.
В случаях, когда сэппуку должно было совершить лицо, которому не доверяли или которое было слишком опасно либо не желало покончить с собой, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменяли веером. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.
Проникающие ранения брюшной полости — самые болезненные по сравнению с подобными ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло или наносили удар в сердце.
Таким образом, самураи воплощали идеалы преданности, чести, мужества и самоконтроля. Их кодекс бусидо предоставлял набор принципов, которых они следовали, чтобы быть идеальными воинами и служить своему господину. Самурайская культура и философия бусидо остаются важной частью японской истории и традиций.