В философии Нового времени Рене Декарт выдвинул фундаментальное утверждение "Cogito ergo sum" или "Я мыслю, следовательно, я существую". Это утверждение, известное как "Cogito ergo sum" или "Я мыслю, следовательно, я существую", стало первичной достоверностью, от которой можно начать построение надежного знания. Узнайте о формулировках утверждения, основных идеях и мысленном эксперименте Декарта в статье на История и мир.
Cодержание
Введение
В философии Нового времени Рене Декарт выдвинул фундаментальное утверждение, которое стало одним из основных элементов западного рационализма. Это утверждение, известное как "Cogito ergo sum" или "Я мыслю, следовательно, я существую", стало первичной достоверностью, от которой можно начать построение надежного знания.
Формулировки утверждения
Утверждение "Cogito ergo sum" является латинским переводом фразы Декарта "Je pense, donc je suis" ("Я мыслю, следовательно, я есмь"), которая появляется в его работе "Рассуждение о методе" (1637). Распространенный перевод на русский язык - "Я мыслю, следовательно, я существую". Однако некоторые исследователи считают этот перевод не точным.
Стремясь избежать создания впечатления логического вывода, Декарт в своей более поздней работе "Размышления о первой философии" (1641) убирает первую часть фразы и оставляет только "Я есмь" ("Я существую"). Он утверждает, что каждый раз, когда произносит эти слова или воспринимает их умом, они обязательно являются истинными.
В более поздней работе "Начала философии" (1644) Декарт использует формулировку "Ego cogito, ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, есмь").
Основные идеи утверждения
Суть утверждения Декарта заключается в самодостоверности существования мыслящего субъекта. Декарт считает, что акт мышления и всякое представление обнаруживают при рефлексивном взгляде на них субъекта, который осуществляет эти акты. Таким образом, утверждение "Cogito ergo sum" указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления или сознания.
Декарт предлагает мысленный эксперимент, чтобы доказать существование внешнего мира и противостоять антисолипсической картине мира, где мир воспринимается как полностью воображаемый. Он призывает нас искренне верить в то, что мы видим и чувствуем во внешнем мире, даже если это возможно и во сне. Декарт утверждает, что существуют вещи, не вызывающие сомнения, например, наше присутствие в данном месте и наше собственное существование.
См. также
Мысленный эксперимент Декарта
Декарт предлагает следующий мысленный эксперимент для доказательства существования внешнего мира:
- Представьте знакомый объект, например, книгу. Затем представьте его с другой обложкой или в другом цвете. Декарт утверждает, что мы способны представлять не только отдельные объекты, но и целые миры.
- Попробуйте представить, что выбранный объект исчез. А затем представьте, что исчезли два объекта, а потом всё пространство комнаты или даже целый мир. Декарт утверждает, что мы способны представить даже отсутствие всего существующего.
- Однако, в конце концов, мы сталкиваемся с границей, и эта граница является самим "Я". Декарт утверждает, что мы осознаем себя, понимая "Я", и это позволяет нам отличать себя от безумцев и животных.
Заключение
Утверждение "Cogito ergo sum" Рене Декарта стало одним из наиболее известных и влиятельных в истории философии. Это утверждение подчеркивает несомненность и самодостоверность нашего существования как мыслящих субъектов. Мысленный эксперимент Декарта позволяет нам задуматься о природе реальности и нашего места в ней.
Что нам скажет Википедия?
Cōgitō ergō sum [ˈkoːɡɪtoː ˈɛrɡoː sũm] (с лат. — «Я мыслю, следовательно, я есмь», или «я мыслю, следовательно, я существую») — философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.
Аргумент не следует понимать как умозаключение («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъекта (res cogitans — «вещи мыслящей»): всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо cogito не ограничивается мышлением) обнаруживает — при рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями.
Варианты формулировки
- Cogito ergo sum является латинским переводом утверждения Декарта Je pense, donc je suis («Я мыслю, следовательно, я есмь»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637), написанном по-французски. Распространённый вариант перевода латинской фразы Cogito ergo sum на русский язык — «Я мыслю, следовательно, я существую» — ряд исследователей называют не точным.
- Фраза «Cogito ergo sum» не используется в значимой работе Декарта «Размышления о первой философии» (1641), хотя часто эту формулировку ошибочно приводят в качестве аргумента, ссылаясь на данный труд. Декарт опасался, что эта формулировка, которую он использовал в более ранней работе, допускала толкование, отличное от того контекста, в котором он использовал её в своих умозаключениях. Стремясь уйти от формулировки, создающей видимость логического вывода, тогда как подразумевается самоочевидность, непосредственное усмотрение утверждаемой истины, Декарт избавляется от первой части фразы и оставляет только «Я есмь» («Я существую»): «всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (Размышление II).
- В привычной форме Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, есмь») аргумент появляется в более поздней работе «Начала философии» (1644), написанной на латыни: «Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima...» (§ 7).
- Более полная версия сформулирована Антуаном Леонардом Тома: «Dubito, ergo cogito, ergo sum» («Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, и, следовательно, я есмь».) Эту фразу часто ошибочно приписывают самому Декарту.
Августин: предшественник Декарта
Задолго до Декарта аналогичный аргумент предложил в полемике со скептиками Августин Блаженный в книге «О Граде Божьем» (кн. XI, 26): Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я есмь»).
Однако существенное различие между Августином и Декартом заключается в контексте, целях и следствиях аргумента.
Августин начинает с утверждения, что, заглядывая в собственную душу, мы «в себе узнаем образ Бога… Ибо мы и существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание», — что соответствует тройственной природе Бога. Далее Августин пишет:
Августин, заглядывая в свою душу с верой, приходит в результате применения аргумента к Богу; Декарт заглядывает в свою душу с сомнением — и приходит к субъекту, сознанию, res cogitans (мыслящей субстанции), требованием которой является ясность и отчётливость. «В то время как cogito Августина умиротворяет, преображая все в Боге, cogito Декарта проблематизирует всё остальное, в том смысле, что после обретения истины собственного существования нужно обратиться к завоеванию отличной от нашего „Я“ реальности, постоянно стремясь при этом к ясности и отчётливости».
Сам Декарт высказался относительно различий между своим и августиновым аргументом в ответе на письмо Андреаса Кольвия.
Параллели в индуизме
Как считает российский индолог С. В. Лобанов, идея утверждения «сogito, ergo sum» Декарта является одним из основополагающих для монистических систем индийской философии — адвайта-веданты Шанкары и пара-адвайты, или кашмирского шиваизма, самым ярким представителем которого был Абхинавагупта: