Слово "Цицерон" имеет глубокое историческое значение и связано с именем Марка Туллия Цицерона - римского политического деятеля, оратора и писателя. В данной статье мы рассмотрим биографию и вклад Цицерона в историю Римской республики, а также значение его имени в современном контексте.
Cодержание
Введение
Слово "Цицерон" имеет глубокое историческое значение и связано с именем Марка Туллия Цицерона - римского политического деятеля, оратора и писателя. В данной статье мы рассмотрим биографию и вклад Цицерона в историю Римской республики, а также значение его имени в современном контексте.
Биография Цицерона
Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 года до н.э. в Арпинуме, Римская республика. Он был римским государственным и политическим деятелем периода Республики. Цицерон проявил себя как выдающийся оратор и философ, сделав блестящую карьеру в римской политике. Он был сторонником республиканского строя и играл ключевую роль в раскрытии и разгроме заговора Катилины.
Цицерон был из незнатной семьи, но благодаря своему ораторскому таланту он смог войти в сенат в 73 году до н.э. и стать консулом в 63 году до н.э. Он был известен своими речами, в которых отстаивал республиканские идеалы и боролся за законность в государстве. Он также оставил обширное литературное наследие, которое до сих пор является важным источником информации о жизни Рима в те времена.
Вклад Цицерона в историю
Цицерон сыграл важную роль в истории Римской республики. Он был одним из самых выдающихся и последовательных сторонников республиканского строя. Своими речами он вдохновлял многих граждан на борьбу за свободу и справедливость. Он также раскрыл и разгромил заговор Катилины, который угрожал стабильности и безопасности Рима.
Литературное наследие Цицерона также имеет огромное значение. Его произведения считаются эталонами стиля и являются важными источниками информации о жизни и культуре Рима. Его письма стали основой для эпистолярной культуры в Европе, а его речи, особенно катилинарии, считаются выдающимися образцами жанра.
См. также
Значение слова Цицерон в современном контексте
В наше время слово "Цицерон" часто используется для обозначения выдающегося оратора или политического деятеля. Оно ассоциируется с красноречием, интеллектом и образованностью. Цицерон стал символом высокого уровня ораторского искусства и величия римской культуры.
Также слово "Цицерон" может использоваться для обозначения человека, который отстаивает принципы законности и справедливости. В этом смысле оно имеет положительную коннотацию и олицетворяет уважение к закону и принципам правового государства.
Заключение
Слово "Цицерон" имеет глубокое историческое значение, связанное с именем выдающегося римского политического деятеля и оратора Марка Туллия Цицерона. Его вклад в историю Римской республики и литературу неоценим. В современном контексте слово "Цицерон" ассоциируется с высоким уровнем ораторского искусства и принципами законности. Оно символизирует красноречие, интеллект и образованность.
Что нам скажет Википедия?
Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 года до н.э., Арпинум, Римская республика — 7 декабря 43 года до н.э., Формии, Римская республика) — римский государственный и политический деятель республиканского периода, оратор, философ, учёный. Одна из величайших фигур в истории западной цивилизации. Цицерон — «человек, чья жизнь и характер задокументированы лучше и глубже, чем у любого другого деятеля древнего мира», — оставил обширное литературное наследие, существенная часть которого сохранилась до наших дней. Его произведения уже в античную эпоху получили репутацию эталонных с точки зрения стиля, а сейчас являются важнейшим источником сведений о всех сторонах жизни Рима в I веке до н.э. Многочисленные письма Цицерона стали основой для европейской эпистолярной культуры; его речи, в первую очередь катилинарии, принадлежат к числу самых выдающихся образцов жанра. Философские трактаты Цицерона, предназначенные для латиноязычных читателей, представляют собой уникальное по охвату изложение всей древнегреческой философии и сыграли важную роль в развитии древнеримской культуры.Марк Туллий Цицерон был старшим сыном римского всадника того же имени, которому слабое здоровье не позволило сделать карьеру, и его жены Гельвии — «женщины хорошего происхождения и безупречной жизни». Его братом был Квинт, тесную связь с которым Марк Туллий сохранял в течение всей своей жизни, двоюродным братом — Луций Туллий Цицерон, сопровождавший кузена в его путешествии на Восток в 79 году до н.э.
Род Туллиев принадлежал к аристократии Арпина, небольшого города в землях вольсков на юге Лация, жители которого обладали римским гражданством с 188 года до н.э. Отсюда же родом был и Гай Марий, находившийся в свойстве с Туллиями: дед Цицерона был женат на Гратидии, чей брат женился на сестре Мария. Таким образом, племянник Гая Марк Марий Гратидиан приходился Цицерону двоюродным дядей, а на двоюродной тётке Цицерона Гратидии был женат Луций Сергий Катилина.
Неизвестно, с какого времени Туллии носили когномен Цицерон (Cicero). Плутарх утверждает, что это родовое прозвание произошло от слова «горох нут» и что друзья Цицерона в те времена, когда он только начинал карьеру, советовали ему заменить это имя чем-нибудь более благозвучным. Марк Туллий отверг этот совет, заявив, что он заставит свой когномен звучать громче, чем имена Скавр и Катул.
Когда будущему оратору исполнилось 15 лет (91 год до н.э.), его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей, переехал с семьёй в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.
Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, брал уроки у актёров Клодия Эзопа и Квинта Росция Галла, а также слушал выступавшего на форуме Публия Сульпиция. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у видного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы Понтифика. Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном. У последнего Марк Туллий учился и диалектике — искусству спора и аргументации.
Во время начавшейся вскоре Союзнической войны Цицерон служил в армии Луция Корнелия Суллы. В 89 году до н.э. он стал свидетелем знамения, предшествовавшего победе Суллы при Ноле, и встречи консула Гнея Помпея Страбона с марсом Веттием Скатоном. Затем, в условиях вражды марианской и сулланской партий Цицерон «обратился к жизни тихой и созерцательной», изучая философию, риторику и право. Это продолжалось до окончательной победы сулланцев в 82 году до н.э.; при этом сам Цицерон утверждал позднее, что был на стороне Суллы.
Первая сохранившаяся речь Цицерона, созданная в 81 году до н.э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех.
Ещё большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления». Это непростое дело скромного выходца из провинции Росция, несправедливо обвинённого родственниками в убийстве собственного отца, в действительности было тяжбой между представителями старинных римских родов, утративших своё влияние при сулланском режиме, и безродными ставленниками диктатора. Цицерон лично побывал в Америи и на месте расследовал обстоятельства преступления, после чего просил у суда 108 дней для подготовки процесса.
Уже в процессе Росция Цицерон показал себя талантливым учеником греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого молодой оратор получил образование в Риме. Речь Цицерона была построена по всем правилам ораторского мастерства — с жалобами на молодость и неопытность защитника, увещеванием судей, прямыми речами от имени обвиняемого, а также опровержением доводов обвинения. В развенчании утверждений обвинителя Гая Эруция, пытавшегося доказать, что Росций — отцеубийца, Цицерон прибегает к греческому искусству этопеи, опиравшемуся на характеристику обвиняемого, который не мог бы совершить столь ужасного поступка:
«Но вы, судьи, когда будете решать эту проблему, учтите, что, если я докажу вам, что Росций не мог убить отца, это — та же самая вещь, что доказать вам, что в храме Иова, что на Капитолии, что в любом храме, в любом святилище, в любом месте, любом моменте, любым образом, в любом времени – я легко могу доказать, что он не мог убить отца», — заявляет Цицерон.