Узнайте историю создания и значение симфонической сюиты "Шахризада" написанной Николаем Римским-Корсаковым в 1888 году под влиянием арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Это произведение вписывается в традиции и стиль "Востока" в русской музыке. Читайте на сайте "История и мир".
Cодержание
Симфоническая сюита "Шахризада" была написана Николаем Римским-Корсаковым в 1888 году под влиянием арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Это произведение вписывается в традиции и стиль "Востока" в русской музыке, которые начались с оперы "Руслан и Людмила" Михаила Глинки.
"Шахризада" представляет собой симфоническую сюиту, которая имеет форму многочастного циклического музыкального произведения, написанного для симфонического оркестра. Благодаря использованию восточных мелодий, имитации звучания восточных инструментов и тонов, Римский-Корсаков создал восточный колорит, который отражает дух "Тысячи и одной ночи".
История создания "Шахризады"
Римский-Корсаков начал работу над "Шахризадой" в 1888 году, во время работы над оркестровкой оперы "Князь Игорь" Александра Бородина. Идея написания "калейдоскопа сказочных образов и рисунков восточного характера" пришла к Римскому-Корсакову, и он приступил к созданию симфонической сюиты. Он вдохновлялся сказками "Тысячи и одной ночи" и хотел передать их загадочность и экзотику в музыке.
Сюита была успешно завершена менее чем за месяц и впервые была представлена публике в октябре 1888 года на первом Русском симфоническом концерте, который сам Римский-Корсаков дирижировал.
Структура и содержание "Шахризады"
Симфоническая сюита "Шахризада" состоит из четырех частей:
- Море и Синдбадов приключения
- Восточная песня
- Темная ночь
- Утро
Каждая часть имеет свой собственный программный характер и название, которые ранее были указаны композитором на партитуре, но в первом издании они были убраны по желанию самого Римского-Корсакова.
См. также
Балетная постановка "Шахризады"
В 1910 году Михаил Фокин поставил балет "Шахризада" на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Леонида Бакста. Балетная версия "Шахризады" стала популярной и получила широкое признание.
Значение "Шахризады" в русской музыке
Симфоническая сюита "Шахризада" является одной из выдающихся работ Николая Римского-Корсакова и венчает список прекрасных произведений середины и конца XIX века, основанных на восточной тематике. В этом периоде русские композиторы особенно привлекались мотивами загадочного Востока и использовали их в своих композициях. Однако Римский-Корсаков смог проникнуть глубже в эту тему и передать ее нюансы в своей сюите.
Таким образом, "Шахризада" является замечательным примером сочетания восточной экзотики и русской музыкальной традиции, и она остается одним из наиболее известных и популярных произведений Римского-Корсакова.
Что нам скажет Википедия?
«Шехеразада» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году.
Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Кроме того, форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада» как сюита в целом приобретала характер симфонии. В результате, Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.
В балете
В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста.
Состоит из 4-х частей: