Таможенные схемы «белая», «серая» и «черная».

Что такое «белая», «серая» и «черная» схема таможенного оформления?

В «брокерской среде» принято выделять три способа таможенного оформления: «белый», «серый» и «черный».

Белая схема

– названа таковой за соблюдение всех таможенных правил и нормативов таможенного оформления продукции. Здесь используются прямой контракт Производителя(Поставщика) с Получателем и оригинальные документы, подтверждающие количество, вес, стоимость и качество товара. Код ТНВЭД полностью ему соответствует.
Таможенное оформление ведется в рамках закона и позволяет доказывать таможенную стоимость, даже если она ниже, чем в статистике таможенных цен России и в профилях таможенных рисков ФТС РФ.
Профессиональные таможенные представители активно используют законные способы сокращения таможенных расходов. Их много, начиная с классификационных решений и заканчивая доказательством прав и расчетов в судах. Поэтому белые схемы для получателя все чаще становятся выгоднее чем «серые».
Многие таможенные представители предлагают участникам рынка услугу ввоза под свои контракты, предоставляя своего «технического импортера» или услуги ВЭД-агента и ВЭД-оператора. Поэтому участники рынка могут осуществлять свои внешнеторговые сделки, оставаясь во внутри российском законодательном, налоговом и валютном поле. А иностранные компании - торговать с Россией за рубли, оставаясь в своем поле.
Риски в белой схеме: отсутствуют.

Серая схема

– перед прохождением границы документы на товар меняются и он ввозится по совершенно другим контрактам («оффшорные», «рамочные» и т.п.) на подставного импортера-однодневку. Часто используется термин «на контракт брокера», заимствованный для прикрытия у таможенных представителей.
Покупатель, как правило, этого не знает или не задумывается о последствиях. Меняется всё: страна производителя, вес и количество товара, присваивается схожий код ТЭНВД с более низкой процентной ставкой таможенного сбора, цена товара подгоняется под статистическую(проходную) таможенную стоимость, и т.д.
Серая схема «идет в обход» большинству правил таможенного оформления товаров, основана на коррупции в таможенных органах и рассчитана, на удачу, коррумпированность или халатность сотрудников таможни. Любая проверка на границе, на посту или на посттаможенном пространстве, даже в течение 3 лет после оформления, с легкостью выявляет допущенные нарушения. Участник рынка (Получатель), получив свой товар, может и не знать, что за его спиной таможня начала проверку. Направлены запросы производителю, ведется усиленная проверка подставного импортера, проверяется финансовая схема закупки и платежей, как по производителю, так и по оффшорному поставщику и банку, выполняющему валютные операции и т.д.
Риски серой схемы:
в случае выявления нарушений на границе или таможенном посту на продукцию налагается арест, её стоимость устанавливается в соответствии с экспертной оценкой таможенных органов (фактически, цена становится максимально возможной), а на участников процесса налагается крупный штраф и возбуждается уголовное дело, товар могут задержать на несколько месяцев и даже конфисковать. Аналогичное может случиться и при посттаможенной проверке импортера или российского участника рынка, которого определят по банковским проводкам платежей. При обнаружении нарушений таможенными органами в процессе оформления или после (3 года) они обязаны оповестить об этом налоговую и следственные органы.

Как устроена серая схема ввоза и риски покупателя

Серая схема ввоза

Синими стрелками показаны платежи, часть которых (сплошные) проходит официально по контракту, чтобы показать в таможне заниженную новую стоимость ввозимой продукции. Пунктиром показана недостающая часть платежа, зарубежному Поставщику, которая должна дополнить их до фактической стоимости отгружаемой продукции. Эта часть платежа в контракте, для таможни и в банке для валютного контроля, нигде не показывается.

Договорные отношения, которые по факту ничего не имеют с договоренностями по сделке и контракту Получателя с Производителем. Они составлены по упрощенной форме без обязательств, поэтому часто умещаются на 1-2 страницах.

На этапе до пересечения границы РФ и прохождения таможенного оформления, фактический покупатель (владелец) теряет право собственности на свой груз и, соответственно, право претензии и доказательства убытков, если что-то произошло.

Кроме этого, участник рынка не может:- предъявить претензии Поставщику/Производителю по своему грузу, т.к. он не является фактическим плательщиком,
- доказать собственность на груз, например в таможне, по закупочному контракту (при ввозе контракт переделан на оффшорный)
- не имеет доказательств собственности своего товара в спорах с логистическими компаниями и с импортером-однодневкой.

Как правило, импортер серого брокера используется для многих клиентов. Риски, что его могут накрыть по другим поставкам, также высоки. Тогда брокер просто исчезает, а импортер закрывается. Проблемы с грузами на входе в Россию становятся проблемами их фактических владельцев.
Справедливости ради, надо заметить, что иногда экономия в таможенных платежах серых схем, особенно при дорогой продукции, может достигать нескольких десятков тысяч долларов. Поэтому участники рынка склонны идти на такие риски, уповая на словесные заверения и обещания серых брокеров. Но 20-летняя практика показывает, что они все риски и дополнительные расходы успешно перекладывают на своих клиентов. Иначе товар просто не выдается.

Черная схема

– по сути, технология черной схемы аналогична технологии серой схемы импорта. Но черный брокер экстримально нарушает все правила ввоза товара. Кардинально меняется название, количество, вес и цена продукции (отсюда и появилось название «зеленый горошек»). Устанавливается код ТНВЭД, который абсолютно не соответствует действительности (соответственно «убиваются» таможенные платежи: пошлина и НДС). Происходит полная фальсификация документов, замена одного товара другим, вес и количество товара совершенно не соответствует действительности, иногда даже пошлины и налоги не уплачиваются.
Риски черной схемы: клиенты, польстившись на низкие расходы, никогда не узнают по черной или по серой схеме их повезут. Однако, подобные «трюки» с легкостью раскрываются контрольно-надзорными органами таможни РФ, а к нарушителям выставляется ряд претензий, по итогам которых, как правило, происходит полная конфискация товара, а также заводится уголовное дело на брокера и его партнеров, включая клиента. Проводятся расширенные проверки бизнеса фактических владельцев товара и даже их партнеров по внутри российским отношениям.
Так почему же бизнес осознанно идет на «нарушения», пользуясь услугами «серых» и «черных» брокеров? Ответ прост – несмотря на то, что услуги таможенных представителей ниже стоимости услуг серых и черных брокеров, таможенные платежи (пошлина+НДС) по серому бывают ниже на несколько деcятков тысяч долларов. Такая разница в расходах связана с огромными рисками для бизнеса и может стать фатальной. Стоят ли сэкономленные средства ваших проблем с госструктурами и законом? Большинство «серых» и «черных» брокерских компаний и их импортеров не существуют и года. Напомним, что контрольно-надзорные органы таможни оставляют за собой право осуществление постпроверок в течение 3 лет после прохождения грузом таможни. Поэтому, в случае отсутствия импортера или транзитных фирм однодневок, проблемы будут перенесены на фактического владельца груза.

Оставить заявку

Оставьте заявку на услугу и получите бесплатную консультацию!

Обратите внимание, наша компания не занимается таможенным оформлением посылок, легковых автомобилей и личных вещей.