Узбекистан обрел независимость в 1991 году, и начался процесс возрождения ислама. В статье рассказывается о глубоких исторических корнях ислама в Узбекистане, его текущем состоянии и влиянии на культуру и образ жизни людей. Также отмечается роль государства в регулировании ислама и сохранении религиозной свободы в стране.
Cодержание
В конце 1991 года Узбекистан обрел независимость, и возник вопрос о том, станет ли страна светским государством или будет принимать ислам как государственную религию. В это время начался процесс возрождения ислама, который получил новый импульс после распада СССР. Особенно в первые годы независимости, когда государственная власть была слаба, ислам распространялся шире. В Узбекистане происходил конфликт между религиозными группами и светской властью. Однако по мере укрепления государственной власти и становления более авторитарного режима, государство смогло более эффективно контролировать развитие ислама.
Большинство населения Узбекистана, примерно 90%, условно можно считать мусульманами. Они исповедуют ханафитский толк ислама. Хотя учение шафиитов также оказало влияние на ханафитские традиции в Центральной Азии. Примерно 1% населения составляют шииты, проживающие в Самаркандской и Бухарской областях, а около 6% населения составляют представители других этносов Европы, в основном русские.
Исторические корни ислама в Узбекистане
Узбекистан имеет долгую историю связи с исламом. На этой территории существовали различные персидские династии, ислам был неотделимой частью их культуры и образа жизни. В VII веке на территории современного Туркменистана жило около 50 тысяч арабских семей, а арабские армии предпринимали попытки захватить Бухару и Самарканд. В конечном счете, Бухара стала частью арабского халифата.
Саманидская династия (819-999 гг.) играла важную роль в распространении ислама в Центральной Азии. Они были персидской династией, которая была частью империи Аббасидов. Саманиды способствовали развитию исламской культуры, и их правление было периодом расцвета ислама на этой территории.
Современное состояние ислама в Узбекистане
Согласно конституции Узбекистана, религия отделена от государства, и Узбекистан является светским государством. Большинство населения исповедует ислам (около 95% на 2022 год), преимущественно сунниты ханафитского мазхаба и шафиитского мазхаба. Христиане и евреи составляют религиозные меньшинства.
Духовное управление мусульман Узбекистана координирует деятельность мусульманского сообщества. Они имеют руководителя, муфтия. В Ташкенте и Бухаре существуют специализированные учебные заведения, где готовят духовенство.
Кроме ислама, в Узбекистане также присутствуют другие религии, включая православие, католицизм, протестантизм и буддизм.
См. также
Ислам в современном мире
Ислам является одной из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Он возник в начале 7 века в Западной Аравии в процессе формирования арабского классового государства. Ислам оказывался под влиянием христианства, иудаизма, а также манихеизма и зороастризма. У мусульман есть "пять столпов веры", которые они должны соблюдать, включая произнесение символа веры и ежедневные молитвы.
Современное мусульманское сообщество насчитывает около 860 миллионов членов в более чем 120 странах. В некоторых странах ислам является государственной религией, а в других мусульмане составляют влиятельные меньшинства.
Ислам продолжает развиваться и изменяться. Разделение на суннизм и шиизм способствовало идеологическому развитию религии. В Узбекистане ислам контролируется Духовным Управлением Мусульман, которое находится в Ташкенте.
Таким образом, ислам в Узбекистане имеет глубокие исторические корни и продолжает оставаться важной религией для большинства населения. Государство играет роль в регулировании и развитии ислама, но при этом сохраняется религиозная свобода и равенство перед законом для всех религиозных организаций.