История и мир представляет историю и традиции Вальпургиевой ночи. Узнайте о связи праздника с ведьмами, традициях и обрядах, а также суевериях и приметах этой мистической ночи. Проведите веселое и незабываемое время с друзьями и близкими.
Cодержание
Праздник Вальпургиева ночь существует уже не одно столетие, а его корни тянутся от кельтских племен и германоязычных народов, у которых он распространен по сей день. Сейчас Вальпургиеву ночь в основном празднуют жители Германии, Австрии, Шотландии, Ирландии и стран Скандинавии.
История и традиции Вальпургиевой ночи
Вальпургиева ночь была названа в честь святой Вальбурги, реальной исторической фигуры, которая жила в 8 веке. Вальбурга Хайденхаймская была дочерью англосаксонского короля святого Ричарда Уэссекского и почитается в Римско-католической церкви. Вальбурга была известна своими благотворительными делами и служением в монастырях. После ее смерти, ее монастырь и храм были восстановлены епископом Айдштадта. По преданию, после вскрытия могилы Вальбурги, ее тень явилась епископу ночью с 30 апреля на 1 мая. Останки Вальбурги были перевезены и похоронены в скале, из которой вытекало целебное масло. После этих чудес ее канонизировали и приравняли к лику святых.
Связь Вальпургиевой ночи с ведьмами
Точно неясно, откуда в VIII веке пошло поверье о ведьмах и колдуньях. Возможно, оно появилось в период инквизиции, так как в деревнях проводились ритуалы по изгнанию ведьм. Вальпургиева ночь стала ассоциироваться с ведьмами и магией, хотя оригинальный праздник имел отношение к празднованию весны и оккультным традициям.
См. также
Традиции и обряды Вальпургиевой ночи
В Вальпургиеву ночь проводятся различные традиционные обряды и праздничные мероприятия. Некоторые из них включают:
- Разжигание костров: Вальпургиева ночь часто сопровождается разжиганием костров, которые символизируют изгнание злых духов и очищение от негатива.
- Праздничные шествия и хороводы: В некоторых странах проводятся праздничные шествия и хороводы вокруг Майского дерева или священных мест.
- Маскарады и костюмированные вечеринки: Часто на Вальпургиеву ночь проводятся маскарады и костюмированные вечеринки, где участники могут наряжаться в ведьм и других мистических персонажей.
- Танцы и песни: Вальпургиева ночь — это время для танцев и песен. Люди собираются вместе, чтобы весело провести время и отпраздновать приход весны.
Суеверия и приметы Вальпургиевой ночи
Вокруг Вальпургиевой ночи существуют различные суеверия и приметы. Некоторые из них включают:
- Рассеивание травы или насыпание песка у порога для защиты от ведьм: Считается, что рассеяние травы или насыпание песка у порога поможет отогнать злых духов и защитить дом от ведьм.
- Ношение "правильной" одежды: Верится, что ношение определенных цветов и избегание черного цвета в эту ночь поможет отпугнуть негативную энергию и привлечь защиту.
- Ритуалы с водой: В некоторых традициях рекомендуется выпить стакан прохладной воды из колодца на рассвете, чтобы обрести богатырское здоровье. Также умыться росой после Вальпургиевой ночи может приносить красоту на следующий год.
Вальпургиева ночь предлагает множество возможностей для веселого и мистического времяпрепровождения. Независимо от того, какие традиции вы выберете, главное — насладиться атмосферой и провести эту ночь с друзьями и близкими.
Что нам скажет Википедия?
Вальпургиева ночь (нем. Walpurgisnacht, фин. Vappu, также нем. Hexenbrennen, чеш. Pálení čarodějnic, н.-луж. Chódotypalenje — Ведьмин костёр, фр. Nuit des Sorcières — Ночь ведьм; рус. Еремей Запрягальник) — ночь с 30 апреля на 1 мая. Во многих странах Западной Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. В кельтских странах примерно в это же время отмечался Белтейн, а в некоторых германских землях, у англичан, чехов, словаков и литовцев на 1 мая принято водить хоровод вокруг Майского дерева. У лужичан с Вальпургиевой ночи до Вознесенья стояли майские деревья.
Название происходит от имени христианской святой Вальбурги, чей день отмечается 1 мая.
В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, и совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п. Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу (ср. Иван Купала).
Русскому поверью о полёте ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших:
Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1 мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгий запрет, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающим образом, то есть песнями и плясками, встретить 1 мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 году, далее в том же XVII веке, но уже во второй половине, встречается упоминание у Иоганна Преториуса.
Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождественские ночи, накануне великого поста (нем. fastnacht), на Светлой неделе, на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь.
У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зелёную ветвь (итал. majo, maggio), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров юноши кладут зелёную ветвь у входа в дом своей возлюбленной. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берёт эту ветвь в дом. В противном случае она выбрасывает её на дорогу. На Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (жёлтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилийцы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.
У словаков и чехов в ночь перед первым мая юноши ставят деревца — «май» (словацк. maj). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенное от коры, с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них — на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно берёзку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музыка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей.
У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку, и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зелёные ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić): юноши с горящими мётлами в руках бежали в поле, бросали мётлы в воздух.
У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодёжи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.
В Скандинавии жгут костры, чтобы призвать весну, отпугнуть духов и избавиться от мусора, накопившегося за зиму, а также едят граавилохи — свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.
Сцены Вальпургиевой ночи часто представлены в литературе, особенно в мистической, например «Фауст» В. Гёте, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Вальпургиева ночь» Густава Майринка, «Волшебная гора» Т. Манна. Вальпургиева ночь играет роль в сюжетах книг «Сны в ведьмином доме» Говарда Лавкрафта, «Хроники Амбера» Роджера Желязны, «Маленькая Баба-Яга» Отфрида Пройслера. К ней отсылает пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Венедикта Ерофеева.
В классической музыке к теме Вальпургиевой ночи обращались Гектор Берлиоз (5-я часть Фантастической симфонии под названием «Сон в ночь шабаша») Шарль Гуно (балет «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст»), Антонин Дворжак (фортепианная пьеса «Вальпургиева ночь» из сюиты «Из Шумавы»), Феликс Мендельсон (Кантата «Вальпургиева ночь»), Петр Эбен («Вальпургиева ночь» из органного цикла «Фауст»). В популярной музыке песни на тему Вальпургиевой ночи сочиняли многие группы, особенно исполнители фолк-рока, металла и панка: Faun GFriend, Ghost, Integrity, Procol Harum, Running Wild, Schandmaul, «Сектор Газа».