Где проходили Дорога жизни?

89

«Дорога жизни» была единственной связью Ленинграда со страной во время блокады. Узнайте историю и значение этой транспортной магистрали, которая спасла жизни и обеспечила снабжение города и фронта в трудные времена. История и мир представляет статью о «Дороге жизни».

«Дорога жизни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации работала, осуществляя перевозки по воде, во время ледостава — по льду озера. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

8 фактов о «Дороге жизни» — самой важной и одной из самых страшных трасс  Второй мировой войны - читайте в разделе Подборки в Журнале Авто.ру
Источник изображения: auto.ru

История

В результате неудачного для СССР начала войны и последующих боёв войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили защищающие Ленинград советские войска. Внутри кольца оказались основные силы Ленинградского фронта и практически все силы Балтийского флота — всего примерно полмиллиона военнослужащих. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах. Для их снабжения требовалось устроить доставку грузов, что можно было сделать либо при помощи авиации, либо завозить грузы по воде — через Ладожское озеро на контролируемое блокированными советскими войсками побережье Ладоги.

Эвакуация жителей города и оборудования началась задолго до начала блокады: с 29 июня 1941 года началась эвакуация железнодорожным транспортом, а с 4 июля стали поступать распоряжения по эвакуации оборудования различных предприятий речным транспортом. 10 августа совет по эвакуации принял распоряжение о вывозе из города дополнительно, помимо эвакуировавшихся вместе с предприятиями сотрудников и членов их семей, ещё 400 тыс. женщин и детей до 14 лет; 14 августа было предписано эвакуировать дополнительно ещё 700 тыс. человек.

Дорога Вологда — Череповец — Волхов осталась единственной железной дорогой, по которой шло снабжение блокированного Ленинграда, откуда брала начало дорога жизни через Ладогу.

Малая дорога жизни — Википедия
Источник изображения: ru.wikipedia.org

Инфраструктура Дороги жизни

Для спасения города и помощи фронту нужно было сделать невероятное: создать с нуля инфраструктуру, которая должна была бесперебойно действовать целую зиму, решая множество задач. Такой проект был очень сложной задачей для любого времени. Фактически это была победа науки, и прежде всего физики, над гитлеровской тактикой, использовавшей голод в качестве средства ведения войны.

"Строительство ледовой дороги через Ладогу — идея абсолютно грандиозная и дерзкая даже для мирного времени, особенно учитывая, что на 1941 год Ладога была исследована недостаточно, в том числе ее ледовый режим. Самое крупное озеро в Европе вообще отличается очень переменчивым нравом и всегда считалось очень сложным во всех отношениях, в том числе для судоходства", — отмечает Сергей Курносов, заместитель директора Центрального военно-морского музея, в 2013–2017 годах директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.

«Дорога жизни» была не только дорогой по льду, но и огромной инфраструктурой, которая позволяла снабжать Ленинград, Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтийский флот. Она включала в себя «авиамост» с Большой землей, Ладожскую военную флотилию, Северо-Западное речное пароходство, телефонно-телеграфный кабель, высоковольтный электрический кабель и другие составляющие.

Работа Дороги жизни

До начала блокады, основное транспортное сообщение Ленинграда с остальной страной происходило железнодорожным транспортом и внутренним водным. По воде подавляющее количество перевозок осуществлялось Северо-Западным речным пароходством. Однако после начала блокады, грузооборот пароходства значительно снизился, и было необходимо искать альтернативные пути доставки грузов.

Из-за отсутствия других способов доставки, «Дорога жизни» стала жизненно важной для Ленинграда. Грузовики, перевозившие продовольствие и другие необходимые товары, проезжали по льду Ладожского озера. Чтобы грузовики с тонной груза прошли по льду, его толщина должна была составлять не менее 20 сантиметров.

Строительство и поддержание «Дороги жизни» требовало огромного труда и усилий. Водолазы укрепляли ледовую трассу, монтируя настилы и опоры под льдом. На всем протяжении были расположены склады, базы, станции технической помощи, мастерские и пункты питания.

Первые рейсы грузовых автомашин по «Дороге жизни» совершил 389-й отдельный автотранспортный батальон под командованием В.А. Порчунова и комиссаром П.М. Каливердовым.

В ноябре 1941 года по трассе доставлялось более 100 тонн грузов в сутки, а к концу месяца уже около одной тысячи тонн. Советские войска защищали «Дорогу жизни» с земли и с воздуха.

Дорога жизни блокадного Ленинграда: 50 фото, карта, как доехать. Памятники  на Дороге жизни
Источник изображения: www.spb-guide.ru

Значение «Дороги жизни»

«Дорога жизни» стала жизненно важной для блокированного Ленинграда. Благодаря этой транспортной магистрали город получал необходимые продукты, а также осуществлял эвакуацию раненых, женщин, стариков и детей.

Она была единственной связью Ленинграда со страной и способствовала сохранению жизни и снабжению города и фронта. Инфраструктура «Дороги жизни» позволяла вывозить грузы, обеспечивать связь с Москвой и поддерживать электрическое питание.

Название «Дорога жизни» не является поэтическим образом, а символизирует ее важность и значение для выживания и поддержания Ленинграда в трудные времена блокады.

Сегодня музей «Дорога жизни» вместе с историческими фактами и экспонатами сохраняет память об этой важной транспортной магистрали и подвиге людей, связанных с ней.

По Дороге Жизни | Пикабу
Источник изображения: pikabu.ru

Что нам скажет Википедия?

«Дорога жизни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации работала, осуществляя перевозки по воде, во время ледостава — по льду озера. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

История

В результате неудачного для СССР начала войны и последующих боёв войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили защищающие Ленинград советские войска. Внутри кольца оказались основные силы Ленинградского фронта и практически все силы Балтийского флота — всего примерно полмиллиона военнослужащих. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах. Для их снабжения требовалось устроить доставку грузов, что можно было сделать либо при помощи авиации, либо завозить грузы по воде — через Ладожское озеро на контролируемое блокированными советскими войсками побережье Ладоги.

Эвакуация жителей города и оборудования началась задолго до начала блокады: с 29 июня 1941 года началась эвакуация железнодорожным транспортом, а с 4 июля стали поступать распоряжения по эвакуации оборудования различных предприятий речным транспортом. 10 августа совет по эвакуации принял распоряжение о вывозе из города дополнительно, помимо эвакуировавшихся вместе с предприятиями сотрудников и членов их семей, ещё 400 тыс. женщин и детей до 14 лет; 14 августа было предписано эвакуировать дополнительно ещё 700 тыс. человек.

Дорога Вологда — Череповец — Волхов осталась единственной железной дорогой, по которой шло снабжение блокированного Ленинграда, откуда брала начало дорога жизни через Ладогу.

Люди также спрашивают

Где проходила Дорога жизни в блокаду Ленинграда?

Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной и проходившая по Ладожскому озеру. Вопрос продовольственного обеспечения Ленинграда и эвакуации населения остро стоял с первых дней блокады.


Сколько километров была Дорога жизни?

Дорога длиной 46 км идёт от окраин Санкт-Петербурга до западного берега Ладожского озера. Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941-го по март 1943 года, это была единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной.

Полный ответ на сайте ru.wikivoyage.org


Где пролегала Дорога жизни?

Описание Увидеть своими глазами Дорогу жизни, которая в годы блокады Ленинграда пролегала по Ладожскому озеру – одновременно и тяжелое, и радостное впечатление.

Полный ответ на сайте excurspb.ru


Где начиналась Дорога жизни?

Дорога Вологда — Череповец — Волхов осталась единственной железной дорогой, по которой шло снабжение блокированного Ленинграда, откуда брала начало дорога жизни через Ладогу.


Видео

Дорога Жизни. Помнить вечно (2018) документальный фильм

Дорога жизни Ладога

«Дорога жизни»: уникальные факты

Дорога жизни

Ко Дню Победы. Дорога Жизни. Ладога.