Тяжёлые танки ИС и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода. Узнайте кто изобрел танк ИС и ИС-2 и какие роли они сыграли во Второй мировой войне.
Cодержание
История создания
Тяжёлые танки ИС и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода.
Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 годов на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.
В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).
Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).
Танкостроитель Николай Федорович Шашмурин
На Кировский завод выходец из интеллигентной и почти буржуазной семьи, Николай Федорович Шашмурин, пришел в возрасте 27 лет и сразу включился в конструкторскую работу. Он стал известен как один из гениев танкостроения, хотя его вклад в мировое танкостроение остается недооцененным.
Первым значительным достижением Шашмурина стала разработка торсионной подвески для тяжелых танков, проектировавшихся и выпускавшихся на Кировском заводе в Ленинграде. В то время это решение вызывало сомнения, но оказалось, что торсионная подвеска способна выдерживать вес танков КВ и обеспечивать их надежность.
В период Великой Отечественной войны, Николай Шашмурин занимался усовершенствованием коробки передач для танков КВ-1. Он разработал оригинальный механизм, который придал танкам КВ новые качества, такие как высокую надежность и скорость.
Оценив технологические возможности отечественного производства, Шашмурин предложил проект тяжелого танка, который вошел в историю как ИС-2. Когда Иосиф Сталин увидел эту машину, он назвал ее танком Победы и приказал завершить войну на нем.
Роль танков ИС во Второй мировой войне
Танки ИС-2, разработанные при участии Шашмурина, играли решающую роль в Курской битве. Они обладали мощным бронированием и эффективным вооружением, что позволяло им успешно справляться с немецкими танками, включая новейший «Тигр».
Опыт, накопленный при создании танков ИС и ИС-2, послужил основой для разработки последующих моделей, таких как ИС-3, Т-10 и другие, которые стали важными символами советского и мирового танкостроения.
Николай Шашмурин остается малоизвестным в истории танкостроения, но его вклад в разработку и создание танка ИС-2 был неоценим. Его инженерный талант и творческий подход помогли Советскому Союзу достичь значительных успехов в области танкостроения и сыграли важную роль в Победе во Второй мировой войне.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Тяжёлые танки ИС и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода.
Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 годов на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.
В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).
Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).