История создания и особенности танка E-100. Разработка немецкими компаниями в рамках программы Entwicklung. Конструкция, броня, вооружение и производство. Судьба незавершенного прототипа E-100.
История создания
E-100 (Panzerkampfwagen E-100, Gerät 383, TG-01) был разработан немецкой компанией Adler в рамках программы Entwicklung (развитие, разработка) в период с 1943 по 1945 годы. Единственный незаконченный прототип E-100 был построен, но после захвата Великобританией не был завершен.
В 1941 году было установлено, что Советский Союз превосходит Германию в разработке тяжелых танков. В ответ на это, Управление вооружений сухопутных сил поставило задачу перед крупнейшими немецкими машиностроительными концернами - разработать немецкие тяжелые и сверхтяжелые танки, превосходящие советские аналоги в бронировании и вооружении.
В рамках этого проекта компании «Хеншель» и «Порше» разработали прототипы тяжелых танков, из которых выбрали проект от «Хеншель» для серийного производства. Однако, помимо «Тигра», компания «Хеншель» также работала над разработкой сверхтяжелого танка E-100.
Конструкция и особенности
Танк E-100 должен был иметь толстую броню и башню, обеспечивающие высокий уровень защиты. Он был разработан с учетом массы от 150 до 200 тонн и должен был оснащаться орудием калибра 120-150 мм. Однако, в ранних экземплярах для экономии времени была установлена башня, разработанная для танка «Маус», с 128-мм орудием и 75-мм пушкой.
Ходовая часть танка была разработана фирмой MAN и включала катки подвески, расположенные в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней. Это была типичная схема для тяжелых танков Германии.
Боевая эффективность E-100 была обеспечена его мощной броней и наносимым уроном. Танк хорошо себя показывал как универсальная боевая машина, способная обеспечить защиту и маневренность на поле боя. Однако, из-за недостатка точности и бронепробиваемости у ББ-снарядов, стрельба на небольших дистанциях (100-300 метров) была предпочтительной. Для стрельбы на дальние расстояния целесообразно использовать осколочно-фугасные или кумулятивные снаряды.
Производство и судьба прототипа
Производство прототипа E-100 началось на предприятии «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне, но позже работы были переданы предприятию «Хеншель». В 1944 году производство сверхтяжелых танков было приостановлено, и прототип E-100 остался незавершенным. Британские военные захватили шасси танка, которое позднее было отправлено в Англию. Там инженерам удалось собрать шасси, но в ходе испытаний выяснилось, что танк имеет низкую проходимость и ограниченную максимальную скорость. Прототип был отправлен на переплавку и не сохранился до наших дней.
В итоге, танк E-100 остался незавершенным проектом, но его конструкция и особенности стали важным этапом в развитии немецкого танкостроения.
См. также
Источники
- https://warspot.ru/4351-sverhtyazhyolye-bumazhnye-istrebiteli-tankov
- https://ru.wikipedia.org/wiki/E-серия
Что нам скажет Википедия?
E-100 (Panzerkampfwagen E-100, Gerät 383, TG-01) — немецкий сверхтяжёлый танк, разработанный компанией Adler в рамках программы Entwicklung (развитие, разработка) в 1943—1945 гг. Всего был построен один незаконченный прототип (шасси и корпус без башни). В последствии захвачен и разобран Великобританией.
Производство прототипа Е-100 началось на предприятии «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне, но позднее постройкой танка занялось предприятие «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Но в 1944 году был издан приказ о приостановлении производства сверхтяжёлых танков, включая «Маус» и Е-100. Башню от Круппа Е-100 так и не получил, а сам недостроенный прототип отвезли на хранение для дальнейшего возможного возобновления производства на полигон Хаустенбек около города Падерборн. Весной 1945 года шасси было захвачено британскими военными, а в дальнейшем было отправлено в Англию, где местные инженеры смогли собрать шасси и привести его в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни и некоторых других элементов конструкции обладает очень низкой проходимостью и максимальной скоростью, которая не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время недостроенный прототип был отправлен на переплавку, из-за чего он не сохранился до наших дней.
E-100 должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. Согласно требованиям масса танка должна была составлять от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120—150 мм, но конструкторы «Хеншеля» планировали массу танка в 100—120 тонн и в качестве основного вооружения планировалась 150-мм пушка. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 128-мм орудие с курсовой 75-мм пушкой, уже разработанную концерном «Krupp» для танка «Maus».
Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Катки подвески должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд. Подобная схема использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.
E-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине — боевое отделение, сзади — моторно-трансмиссионное. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него разработали два варианта гусениц: транспортировочные — шириной 500 мм, и боевые — шириной 1000 мм.