История создания и описание конструкции опытной модификации немецкого танка Pz IV Hydrostat с гидростатической трансмиссией. Узнайте об основном вооружении, двигателе и трансмиссии, ходовой части, боевой эффективности, экипаже и вооружении. Pz IV Hydrostat - интересный артефакт и предмет исторического изучения в области развития немецких танков Второй мировой войны.
Cодержание
История создания
Немецкий танк Pz IV Hydrostat является опытной модификацией серийного танка Pz.Kpfw. IV с гидростатической трансмиссией. Прототип был выпущен в 1944 году заводом Zahnradfabrik Friedrichshafen AG. Хотя он прошел испытания в Германии, результаты этих испытаний неизвестны. Гидростатическая трансмиссия была экспериментальной и не предполагалось серийное производство танка.
Описание конструкции
Броневой корпус танка был модифицирован относительно Pz.Kpfw. IV. Гидростатическая трансмиссия занимала меньше места, поэтому ее разместили в кормовой части, переделав корпус под задние ведущие колеса. В боевом отделении были удалены карданные валы и коробка передач, а в передней части разместились места механика-водителя и стрелка-радиста.
Башня танка осталась без изменений, за исключением замены электрического привода поворота на гидравлический. Внутри башни располагались командир, наводчик и заряжающий. Место командира находилось непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казённой части пушки, заряжающий — справа.
Вооружение
Основным вооружением Pz IV Hydrostat служила танковая пушка 7,5-cm KwK 40 L/48, которая была характерна для поздних модификаций Pz.Kpfw. IV. Дополнительно в танк были установлены два 7,92-мм пулемета MG-34.
См. также
Двигатель и трансмиссия
В танке использовался V-образный 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM. Его рабочий объем составлял 11 867 см³, а мощность достигала 300 л.с. при 3000 об/мин. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Двигатель приводил в действие два масляных насоса, которые питали два гидростатических мотора, приводивших в движение ведущие колеса. Гидростатическая трансмиссия позволяла плавно и бесступенчато изменять скорость и отказаться от коробки передач.
Ходовая часть
Ходовая часть танка состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, четырех сдвоенных поддерживающих катков, ведущего колеса сзади и направляющего спереди. Опорные катки были сблокированы попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах. Гусеницы были изготовлены из стали, мелкозвенчатые и имели цевочное зацепление.
Боевая эффективность
Pz IV Hydrostat обычно использовался в качестве танка поддержки. Орудие этого танка обладало высокой точностью и скорострельностью, что делало его эффективным против танков нижего уровня и одноклассников. Наибольшей угрозой для Pz IV Hydrostat были советские тяжелые танки КВ-1 с их мощной лобовой броней, которую не могло пробить 75-мм орудие данного танка. Однако, удар в борт или корму КВ-1 позволял нанести значительный урон благодаря высокой скорострельности Pz IV Hydrostat.
См. также
Экипаж и вооружение
Экипаж танка состоял из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Вооружение включало танковую пушку 7,5-cm KwK 40 L/48 и два 7,92-мм пулемета MG-34.
Итоги и заключение
Pz IV Hydrostat был экспериментальной модификацией немецкого танка Pz.Kpfw. IV с гидростатической трансмиссией. Его разработка не предполагала серийного производства, и единственный прототип был захвачен войсками США. Тем не менее, этот танк представлял собой интересную и инновационную конструкцию для своего времени, позволяющую бесступенчато изменять скорость и увеличивать свободное пространство в боевом отделении. В целом, Pz IV Hydrostat является любопытным артефактом и предметом исторического изучения в области развития немецких танков Второй мировой войны.
Что нам скажет Википедия?
Pz.Kpfw. IV с гидростатической трансмиссией (нем. Panzerkampfwagen IV mit hydrostatischem Antrieb) — немецкий опытный средний танк периода Второй мировой войны, модификация серийного Pz.Kpfw. IV с гидростатической трансмиссией.
История создания
Прототип был выпущен в 1944 году заводом Zahnradfabrik Friedrichshafen AG. Был испытан в Германии, но о результатах этих испытаний ничего не известно. Установка новой трансмиссии имела экспериментальный характер, серийно производить танк не планировалось.
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Корпус танка представлял собой изменённый корпус Pz.Kpfw. IV. Гидростатическая трансмиссия занимала меньше места, поэтому её скомпоновали в кормовой части, переделав корпус под задние ведущие колёса. Внутри боевого отделения карданные валы вместе с коробкой передач в носовой части машины были удалены. В передней части располагались места механика-водителя и стрелка-радиста.
Башня танка не менялась, за исключением того, что электрический привод поворота был заменён гидравлическим. Внутри башни располагались командир, наводчик и заряжающий. Место командира находилось непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казённой части пушки, заряжающий — справа.
Вооружение
Основным вооружением служила танковая пушка 7,5-cm KwK 40 L/48, присущая поздним модификациям Pz.Kpfw. IV. Дополнительно в танке устанавливались два 7,92-мм пулемёта MG-34.
Двигатель и трансмиссия
В танке применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM, с рабочим объёмом в 11 867 см³, развивавший мощность в 300 л. с. при 3000 об/мин. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Двигатель приводил в действие два масляных насоса, питающих два гидростатических мотора, которые, в свою очередь, приводили в движение ведущие колёса. Гидростатическая трансмиссия позволяла плавно и бесступенчато изменять скорость и отказаться от коробки передач.
Ходовая часть
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, четырёх сдвоенных поддерживающих катков, ведущего колеса сзади и направляющего спереди. Опорные катки были сблокированы попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.
Гусеницы — стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, одногребневые Kgs 61/400/120 шириной 400 мм. Одна гусеница состояла из 99 траков.
Средства наблюдения и связи
Командир танка располагал пятью широкими смотровыми щелями по периметру командирской башенки, дававшими ему круговой обзор. Смотровые щели командира, как и у всех остальных членов экипажа, снабжались защитным триплексным стеклоблоком с внутренней стороны.
Основным средством наблюдения для механика-водителя служила широкая смотровая щель в лобовой плите корпуса. С внутренней стороны щель защищалась триплексным стеклоблоком. Стрелок-радист каких-либо средств обзора лобового сектора, помимо прицела курсового пулемёта, не имел.
Итоги
В апреле 1945 года 3-я пехотная дивизия США продвигалась через южную Германию. 28 апреля был захвачен завод Zahnradfabrik, а вместе с ним и прототип танка. В течение года танк был отправлен в США, где проходил испытания, в ходе которых трансмиссия вышла из строя. Продолжать испытания было невозможно из-за отсутствия запчастей. Было отмечено, что танк вёл себя хорошо при прямолинейном движении, но управляемость в повороте была неудовлетворительной.
В данный момент экспонируется на открытой площадке Абердинского испытательного полигона в штате Мэриленд.
Примечания
Ссылки