Узнайте, почему фильм "Броненосец Потемкин" считается лучшим в истории кинематографа. Исторический фундамент, признание экспертов, актерская игра и другие факторы делают этот фильм непревзойденным.
Cодержание
Сегодня исполнилось ровно 93 года со дня выхода на экраны фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». До сих пор картину с огромным интересом смотрят во всем мире. Фильм неоднократно признавался лучшим в истории по версии как экспертов, так и зрителей.
Признание фильма «Броненосец Потемкин»
К примеру, в 1958 году киноведы всего мира в ходе проведенного во время Всемирной выставки в Брюсселе опроса признали «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом всех времен и народов. По результатам аналогичного исследования, проведенного в 1978 году, фильм занял первое место среди сотни лучших.
Фильм продолжает возглавлять всевозможные рейтинги до сих пор, и это закономерно. В киноленте органично все: и режиссерская работа, и игра таких актеров, как Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин, Нина Полтавцева и других. Кроме того, операторской работой Эдуарда Тиссэ и Владимира Попова не перестают восхищаться и по сей день.
Исторический фундамент фильма
В основу сюжета фильма легли реальные исторические события, произошедшие в июне 1905 года. Экипаж броненосца «Князь Потемкин Таврический» поднял восстание. В возникшем конфликте жители Одессы поддержали мятежных моряков. Бунт был жестоко подавлен царскими войсками. И именно сцена массового расстрела восставших на Потемкинской лестнице в Одессе не раз была признана одной из самых ярких в мировом кинематографе. Уверены, что кадры с катящейся вниз по ступеням коляской и фрагменты, где отчеканенный машинный шаг военных контрастирует с крупными планами испуганных и растерянных лиц горожан узнают даже те, кто не слишком интересуется киноискусством.
См. также
Первый цветной кадр в истории советского кино
Чем еще примечателен фильм «Броненосец Потемкин»? Именно там появился первый в истории советского кино цветной кадр. Помните гордо реющий в финале фильма красный флаг? Чтобы сделать этот эффектный кадр, потребовалась большая и кропотливая работа. Все исходные материалы к фильму были черно-белыми, а флаг раскрашивали кисточками вручную прямо на пленке.
Фильм без актеров
Приверженец идей "Левого фронта", адепт идей создания принципиально нового, "революционного искусства", Эйзенштейн принципиально не хотел снимать в фильме профессиональных актеров - ему нужны были, как он говорил, "подлинные люди" - типажи. Впрочем, снял он в конечном итоге актеров - правда, звезд и знаменитостей среди них не было. Роль матроса Вакулинчука в фильме сыграл актер Театра Пролеткульта Александр Антонов. Впоследствии зрители могли видеть его в роли директора зверосовхоза из фильма "Девушка с характером".
Фильм «Броненосец Потемкин» был создан в тяжелых условиях и с ограниченными ресурсами. Однако, его исключительность и влияние на мировой кинематограф невозможно переоценить. Символические сцены и эффекты, неповторимое воплощение исторических событий и страстная искренность режиссера делают этот фильм поистине великим и непревзойденным.
Что нам скажет Википедия?
«Бронено́сец „Потёмкин“» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
Фильм «Броненосец „Потёмкин“» многократно становился объектом цитирования и даже кинопародий, причём в большинстве случаев внимания удостаивалась сцена расстрела на Потёмкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской, отражённый в десятках фильмов, снятых разными режиссёрами в разных странах. Среди них: снятый в 1935 году документальный фильм «Одесса»; «Возвращение „Броненосца“» Геннадия Полоки (1996, Россия-Белоруссия), «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера (2003, Германия), «Kebab Connection» Анно Зауля (2005, Германия), «Голый пистолет 33⅓: Последний выпад» Питера Сигала (1993, США), «Неприкасаемые» Брайана де Пальма (1987, США), «Бразилия» Терри Гиллиама (1985, США), мультсериал «Симпсоны» (серия Treehouse of Horror XI), а также во второй главе «Оно», во время разговора Билла и Беверли в отеле, с лестницы начинает скатываться скейтборд.
Фильм снимался на местах исторических событий в Одессе, которая тогда была одним из центров кинопроизводства. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращён в склад плавучих мин, что затрудняло съёмки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, были сняты на крейсере «Коминтерн». По ходу съемок возникали эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм.
Первый показ «Броненосца „Потемкин“» состоялся 21 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвящённом юбилею революции 1905 года.
В ролях фильма снялись...
Фильм «Броненосец „Потёмкин“» был озвучен и восстановлен в разные годы, включая композиторов Эдмунда Майзеля, Дмитрия Шостаковича и Николая Крюкова.
Наиболее подробное пародийное отражение знаменитый фильм нашёл в двух кинокомедиях...
В литературе фильм был отражен в повести Алексея Каплера «Возвращение „Броненосца“».
Различные издания фильма вышли на видео и DVD, а также были восстановлены и озвучены сопроводительной музыкой.
История создания фильма началась к 20-летию первой русской революции, когда юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке спектаклей и фильма, посвящённых революционным событиям 1905 года. Сценарий картины написала Нина Агаджанова, а постановку поручили Сергею Эйзенштейну. Однако из-за жёстких временных рамок и погодных условий, Эйзенштейн решил сосредоточиться только на восстании на броненосце «Потёмкин». Съёмки фильма проходили в Одессе на бывших местах исторических событий. Первый показ фильма состоялся в Большом театре в 1925 году. Фильм получил признание как один из лучших фильмов всех времён и народов и стал объектом многочисленных цитирований и пародий в массовой культуре.