Узнайте значение и символику казаческой прически чуб. Почему казаки носили чуб на голове? Как чуб связан с верой и статусом казаков.
Возникновение казаческой прически
Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.
Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.
Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.
Значение чуба для казаков
Для чего казаки носили чуб на голове?
Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.
Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
Чуб казаку нужен был также для отпугивания нечистой силы. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.
Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.
Символика серьги в ухе
Казаки также носили серьги в ушах, и у них было особое значение. Чаще всего серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьги в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
В целом, чуб и серьга были не только элементами внешней прически, но и символами статуса, веры и семейного положения казаков. Носить чуб и серьгу было привилегией только для тех, кто заслужил эту честь своим мужеством и отвагой на поле боя.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Чуб — прядь мужских волос, вихор.
У В. И. Даля перечисляются: Чуб (м.) чубо́к, чубе́ц, чу́бчик, чуби́шка, чуби́ща; чуба́к, чупа́к (арх.) чупры́на (ж.) юж. зап. чупру́н (м.) хохол (хохолок), вихор, взбитый или отрощенный клок волос, косма на темени, оселедец, или на лбу, тупей. В русском языке это слово может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей.
У тюрков
Основная статья: айдар (причёска)
Подобная причёска (айдар) издревле была принята у древних праболгар, хазар, печенегов, половцев и других кочевников Великой степи. Лев Диакон, вероятно, лично видевший киевского князя Святослава Игоревича, свидетельствует, что «голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода».
Кызылбаши брили бороды, отпускали длинные азербайджанские усы, а на бритой голове оставляли чуб. Со слов агента Московской компании Лайонеля Плэмтри, побывавшем в Сефевидской империи в 1568—1574 гг., длина чуба могла достигать 2 футов (~ 61 см), а её обладатели верили в то что с помощью него они легче перенесутся на небо, когда умрут.
У казаков
У польско-литовской шляхты XVI—XVII веках чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды и, как следствие, особым знаком особого аристократического происхождения, отделявшим не только от простолюдинов, но и от коренного населения. Для запорожских казаков (черкас) такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось. Казачий отрощенный клок волос называют также: айдар, ардар, оселедец, чупрун, чуприна, хохол (хохолок).
Значение чуба, хохла или айдара в русском языке постепенно менялось, напрямую следуя за политической ситуацией. Во времена смуты клок волос на бритой голове крепко запомнился русским людям, прежде всего, как бросающаяся в глаза черта внешнего облика вражеского войска, вторгшегося в Россию, и безусловно относившийся к человеку «чужого» мира и «чужой» веры. Однако очень скоро, уже к середине XVII века (в 1640-х годах) запорожцы приобрели репутацию главных защитников православия в Речи Посполитой и, как следствие, изменилось отношение к казацким чубам. Необычная, не соответствующая русским традиционным нормам внешность продолжала оставаться в сознании критерием различения, но человек с такой внешностью уже перестал оцениваться как приверженец чужой, латинской веры, а «хохол» на его голове уже не воспринимался как символ вероотступничества.
Похожие причёски
Примечания
Литература