Иоганн Себастьян Бах - самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Узнайте секреты его музыки, включая музыкальную монограмму Баха и его универсальное влияние на организм человека. Раскройте великую тайну этого музыкального гения и его значимость для всех людей. Читайте на Истории и мире.
Cодержание
Согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах - самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. У него самое большое количество биографов. Его знают все - и не знает никто. "Иоганн Себастьян Бах - великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств.
Музыкальная монограмма Баха
Фамилия Bach - это музыкальная монограмма композитора: си-бемоль - ля - до - си-бекар. Длительное время считалось, что сам Бах увековечил себя, используя монограмму в собственном сочинении - в тройной фуге ре-минор. Монограмма использовалась Бахом в процессе композиции не один раз, и делалось это не в прямом сочетании букв-нот, а в зашифрованном виде, математически исчисленном, подчинённом законам композиции. Монограмма, растворённая в том или ином произведении Баха, приобрела значение музыкального символа. К примеру, Credo (Верую) из Мессы си-минор, структурно основываясь на той же монограмме утверждает непоколебимость глубокой веры композитора. Бах "начертал своё великое семейное имя, выразив этим преклонение перед особой музыкальной миссией всех Бахов". Нотная запись фамилии Бах (Bach) имеет форму креста - за этим видится не только особая музыкальная, но и религиозная миссия всех Бахов. Я. Гиршман проанализировал известные ему случаи использования этой монограммы в творчестве других композиторов - от Бетховена и Шуберта до Шнитке и Щедрина - как дань уважения величайшему музыкальному гению. Одни посвящения стали генеральным мотивом этих творений, иллюстрацией, другие же - тематическим компонентом, пронизывающим всё произведение, когда звуковая символика монограммы преображается в глубоко личную тему: так, в финале Третьей симфонии Шнитке BACH расширяется до нового, в современном прочтении, символа Веры, Надежды, Любви.
Универсальность музыки Баха
"Ликование" человека искренней веры таинственными путями передаётся каждому, кто прислушивается к нему. Это и происходит, когда мы душой отзываемся на "звук-символ" ("дух-символ"), именуемый музыкой Баха. Баху было известно, какую роль играют в Библии числа - "сакральные числа".
- "З" - символ Св. Троицы (это число и числительные от него упоминаются в Библии 212 раз);
- "6" - шести "рабочих" дней, в которые Бог сотворил мир;
- "7" - символ Св. Троицы и Творения и целом, а также Св. Духа;
- "10" - десяти заповедей;
- "12" - Церкви, апостолов и конгрегации. Примеры использования этих чисел у Баха хорошо известны.
Музыка Баха имеет универсальный, всеобъемлющий характер. Как писал поэт Иосиф Бродский, «в каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог». Бах – явление вселоверсального масштаба. Его музыка – вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину. Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он учился правильно славить Бога: свои партитуры он украшал надписями «Одному Богу слава» (Soli Deo gloria), «Иисус, помоги» (Jesu, juva), причем эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через все его творчество. Музыка для него была богослужением.
Бах был истинным католиком – в исконном понимании греческого слова «кафоликос», означающего «всецелый», «всеобщий», «вселенский», ибо он воспринимал Церковь как вселенский организм, как некое всеобщее славословие, воссылаемое Богу, и свою музыку считал лишь одним из голосов в хоре, воспевающих славу Божию. И, конечно же, Бах в течение всей жизни оставался верным сыном своей собственной церкви – лютеранской. Впрочем, как говорит Альберт Швейцер, подлинной религией Баха было даже не ортодоксальное лютеранство, а мистика. Музыка Баха глубоко мистична, потому что основана на том опыте молитвы и служения Богу, который выходит за пределы конфессиональных границ и является достоянием всего человечества.
См. также
Бах в истории и наши дни
Как и всякий пророк, в своем отечестве и в свое время Бах не был по-настоящему оценен. Его, конечно, знали как великолепного органиста, но никто не сознавал его гигантского композиторского масштаба. Тогда по всей Германии гремела слава Карла Филиппа Телемана – композитора, чье имя теперь мало кому известно. Генделем же тогда восхищалась вся Европа.
После смерти Бах был почти сразу и почти полностью забыт. Изданное посмертно «Искусство фуги» – величайший шедевр композиторского мастерства, произведение безмерной духовной глубины – оказалось невостребованным: сыну Баха, Карлу Филиппу Эммануэлю, не удалось распродать более тридцати экземпляров; в конце концов пришлось пустить с молотка матрицы этого издания, чтобы хоть как-то покрыть понесенные убытки.
В XVIII веке именно Эммануэль Бах считался великим композитором, о сочинениях же его отца – Иоганна Себастьяна – знали лишь немногие. Рассказывают, что однажды Моцарт оказался в церкви св. Фомы в Лейпциге во время исполнения мотетов Баха. Увлеченный музыкой, Моцарт воскликнул: "Напишу, что слышу!"
Влияние музыки Баха на организм человека
С древних времён музыку использовали для лечения души и тела. В наши дни исследованием воздействия музыки на организм человека занимаются ведущие мировые медицинские институты. Музыка запускает систему саморегуляции организма. С помощью музыки организм переключается в режим самовосстановления, начинает вырабатывать необходимые вещества, улучшается работа всех органов и систем. Вибрирующий звук создает энергетические резонансные поля, активизирующие в организме различные биохимические процессы.
Произведения композитора успешно используют в музыкальной терапии. Согласно исследованиям Кембриджского университета, дети, которые постоянно слушали Баха, развивались быстрее и успешнее своих сверстников. Чаще-чаще побеждали в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. Став взрослыми, занимали престижные должности.
Отмечены следующие аспекты благотворного влияния музыки Иоганна Баха на организм человека:
- Музыка Баха повышает иммунитет и сопротивляемость организма инфекциям и простудным заболеваниям.
- Благотворно влияет на Центральную нервную систему.
- Умиротворяет, вселяет гармонию, внутреннее спокойствие и чувство удовлетворенности.
- Снимает раздражение. Помогает справиться со стрессами и тревожностью, не поддаваться панике.
- Нейтрализует звуки бормашины.
- Помогает достичь уверенности в себе и своих силах. Избавляет от чувства обиды.
- Успешно используется для поднятия общего жизненного тонуса и мобилизации сил и внутренних резервов.
- Повышает работоспособность и производительность на работе.
- Улучшает успеваемость в учебе. Способствует запоминанию большого количества информации, сложных текстов, иностранных слов.
- Отмечено также, что музыка Баха «возбуждает» мозг и побуждает к размышлениям, поэтому ее лучше прослушивать за два часа до сна.
- Помогает снизить давление, как вспомогательное средство, при гипертонии.
- Снимает головную боль и облегчает состояние при мигрени.
- Ускоряет процессы выздоровления при заболеваниях дыхательной и пищеварительной систем.
- Снижает симптомы боли при ревматизме и болезнях суставов.
- Облегчает состояние при онкологических заболеваниях.
Итак, музыка Иоганна Себастьяна Баха несет в себе не только эстетическую, но и целебную силу. Его произведения оказывают благотворное влияние на организм человека, способствуя улучшению физического и психологического состояния. Музыка Баха является источником гармонии и вдохновения, воспевающим славу Божию и обладающим универсальным значением для всех людей.