Иоганн Себастьян Бах провел значительную часть своей творческой карьеры в городе Лейпциг. В этом городе Бах занимал почетную должность кантора в школе святого Фомы, и его творчество в этот период считается одним из наиболее важных и значимых в истории музыки. Узнайте больше о жизни и творчестве Баха в Лейпциге на История и мир.
Cодержание
Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор, органист, капельмейстер и музыкальный педагог, провел значительную часть своей творческой карьеры в городе Лейпциг. В этом городе Бах занимал почетную должность кантора в школе святого Фомы, и его творчество в этот период считается одним из наиболее важных и значимых в истории музыки.
Биография
Иоганн Себастьян Бах родился 21 (31) марта 1685 года в городе Эйзенах в Саксонии. Он был младшим из восьми детей музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Элизабет Леммерхирт. Семья Бахов была известна своей музыкальностью, и многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами.
В 1703 году Иоганн Себастьян Бах переехал в Лейпциг, где он учился в вокальной школе Святого Михаила и занимался игрой на органе и клавире под руководством своего брата Иоганна Кристофа. В Лейпциге Бах был также вдохновлен творчеством многих современных ему композиторов.
Должность кантора в Лейпциге
В 1722 году Бах подал заявку на должность кантора в школе святого Фомы в Лейпциге. Изначально были еще два претендента, но по итогам конкурса Бах был выбран и получил эту престижную должность.
Должность кантора включала обязанности преподавателя, воспитателя и композитора. Баху было предписано преподавать пение, управлять хором и оркестром, а также сочинять музыку для церковных служб. Ему также требовалось выбирать исполнителей и заниматься репетициями.
См. также
Какие начала являются определяющими для формирования личности по З Фрейду?
Творчество в Лейпциге
В Лейпциге Бах создал множество великих произведений, включая свои лучшие вокально-инструментальные композиции. Он написал около 250 кантат, две из которых, вероятно, были утеряны. Бах также написал "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею", которые считаются шедеврами мировой музыкальной классики.
Каждая из "Страстей" состоит из двух частей и рассказывает о страданиях и смерти Иисуса Христа. В этих произведениях присутствуют рассказчик, солисты и хор, которые воплощают разные роли и реакции на происходящее. Бах использовал полифонию и разнообразные музыкальные формы, чтобы создать великолепные и эмоционально насыщенные произведения.
Одной из самых известных композиций Баха, созданных в Лейпциге, является его Месса си минор. Это монументальное произведение, в котором задействованы солисты, хор, оркестр и орган. Месса си минор Баха является одной из вершин его творчества.
Жизнь в Лейпциге
В Лейпциге Баху предписывали не выезжать из города без разрешения господина бургомистра. Его личная и творческая свобода была сильно ограничена. Однако, несмотря на ограничения, Бах продолжал писать музыку, соответствуя своим художественным убеждениям.
Бах также вел активную концертную деятельность в Лейпциге. Он организовывал еженедельные концерты в двух главных церквях города, святого Фомы и святого Николая. Он также иногда выступал на свадьбах и похоронах, чтобы поддержать свою семью и дополнительно заработать.
В Лейпциге Бах столкнулся с некоторыми трудностями и конфликтами с городской администрацией. Ему приходилось самому нанимать дополнительных музыкантов и заботиться о финансовых аспектах своего творчества.
Завершение творческой карьеры
Иоганн Себастьян Бах проработал в Лейпциге до своей смерти 28 июля 1750 года. В последние годы он страдал от заболеваний и потери зрения, но продолжал работать над своими композициями.
Бах оставил огромное наследие в музыкальном искусстве, и его вклад в развитие клавишной и хоровой музыки невозможно переоценить. Его творчество в Лейпциге оставило неизгладимый след в истории музыки, и его произведения до сих пор исполняются и восхищают слушателей.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.
Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь — мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула и исполненной в церкви Святой Марии, ему дали большое вознаграждение.
Веймар (1708—1717)
Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов — намного более высокую позицию, чем прошлая его должность — в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.
В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).
В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» — сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Луи Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.
Кётен (1717—1723)
Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости».
В конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь — сам будучи музыкантом — ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими.
Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. Также в этот период были написаны «Хорошо темперированный клавир» (первый том цикла) и «Бранденбургские концерты».