Шапка казака или папаха занимает огромное значение в жизни каждого казака. Она является олицетворением чести и мужества мужчины, его неотъемлемым продолжением личности. Узнайте больше о традиционной форме, материалах и символическом значении шапки атамана.
Cодержание
Шапка казака или папаха занимает огромное значение в жизни каждого казака. Она является олицетворением чести и мужества мужчины, его неотъемлемым продолжением личности. Такой головной убор означает, что казак имеет все юридические и моральные права своего статуса. Он ни при каких обстоятельствах не мог лишиться трех вещей: нательного крестика, шашки и папахи. Недостача хоть одной влечет за собой исключение из казачьей общины или перевод в разряд штрафников. Потеря головного убора в бою – тягчайшее преступление, влекущее за собой изгнание из рядов казачества, так как мужчина лишался своей чести и достоинства. Поэтому папаха для казака – не просто шапка, это символ единения со своими товарищами, атрибут смелого, честного и независимого мужчины.
Традиционная форма и материалы
Традиционно такая шапка изготавливается из овчины, меха медведя или волка. Эти материалы смягчают удары сабли в бою, и у воина появляется больше шансов выжить. Форма моделей может меняться в зависимости от предпочтений, это могут быть невысокие, плоские кубанки, более широкие "кабардинки" и "вороньи гнезда". Их общая черта – красиво расшитый крест-накрест атласный плоский верх, который может быть красного или синего цвета. В зависимости от него выбирается и шитье: золотое или серебряное.
Символическое значение
Папаха для казаков имеет огромное символическое значение. Она не только является головным убором, но и символом чести, мужества и силы казачества. Носить папаху – большая честь для любого мужчины, она добавляет образу основательности, солидности и мужественности.
См. также
Кубанка как разновидность шапки атамана
Одна из разновидностей шапки казака называется кубанкой. Кубанка – низкая (укороченная) папаха, первоначально головной убор кубанских казаков, откуда и получила своё название. Сперва кубанки были популярны только у кубанских и терских пластунов. В Первую мировую войну кубанки распространились также в кавалерии Кубанского и Терского казачьих войск, Дикой дивизии, пластунских частях.
Массовое распространение кубанки получили со времён Гражданской войны в России. Казаки, перешедшие на сторону Красной армии, урезали папахи и меняли кокарды на красные ленты или звёздочки, чтобы в бою можно было отличить своих, (красных), от белоказаков, которые тоже носили кубанки, но с белыми лентами или кокардами.
Позже укороченные папахи, кубанки, использовались не только в кубанских и терских кавполках, но также как зимний головной убор, и в кавалерии РККА, в НКВД и милиции. Во время Великой Отечественной войны многие призывники с юга носили кубанки вместо ушанок. А также официально кубанки носили пластуны 9-й пластунской дивизии РККА и пластуны других соединений.
В 1940-е годы кубанка была в моде в "блатной" среде. Носили кубанку зимой, заломив на затылок.
Заключение
Шапка атамана, известная также как папаха или кубанка, является символом чести, мужества и силы казачества. Этот головной убор олицетворяет статус казака, его права и обязанности. Изготовленная из меха овцы, медведя или волка, она не только придает образу особую солидность и мужественность, но и защищает воина в бою. Кубанка, как разновидность шапки атамана, имеет свою историю и символическое значение в казачьей культуре.
Что нам скажет Википедия?
Кубанка — низкая (укороченная) папаха, первоначально головной убор кубанских казаков, откуда и получила своё название.
Сперва кубанки были популярны только у кубанских и терских пластунов.
В Первую мировую войну кубанки распространились также в кавалерии Кубанского и Терского казачьих войск, Дикой дивизии, пластунских частях.
Массовое распространение кубанки получили со времён Гражданской войны в России. Казаки, перешедшие на сторону Красной армии, урезали папахи и меняли кокарды на красные ленты или звёздочки, чтобы в бою можно было отличить своих, (красных), от белоказаков, которые тоже носили кубанки, но с белыми лентами или кокардами.
Позже укороченные папахи, кубанки, использовались не только в кубанских и терских кавполках, но также как зимний головной убор, и в кавалерии РККА, в НКВД и милиции.
Во время Великой Отечественной войны многие призывники с юга носили кубанки вместо ушанок. А также официально кубанки носили пластуны 9-й пластунской дивизии РККА и пластуны других соединений.
В 1940-е годы кубанка была в моде в «блатной» среде. Носили кубанку зимой, заломив на затылок.