Культура самураев, древнейшая и почитаемая в Японии, представляет собой целую философию, в основе которой лежит идея о значимости личностного и духовного развития. Самурайский путь, или бушидо, это не только набор кодексов и принципов, но и образ жизни, при котором целью самурая является сам путь, а не только достижение результата.
Cодержание
Культура самураев, древнейшая и почитаемая в Японии, представляет собой целую философию, в основе которой лежит идея о значимости личностного и духовного развития. Самурайский путь, или бушидо, это не только набор кодексов и принципов, но и образ жизни, при котором целью самурая является сам путь, а не только достижение результата.
Путь самосовершенствования
Для самурая путь, или его практика, представляет собой бесконечный процесс самосовершенствования. Он стремится к духовному росту и развитию через постоянное улучшение своих навыков и качеств. В процессе обучения он следует этическим принципам и часто обращается к дзен-буддизму, который помогает ему достичь гармонии с самим собой и окружающим миром.
Самурай ценит каждую минуту своей жизни, поскольку он понимает, что время – это необратимый ресурс. Он не останавливается на достигнутых результатах, непрерывно развивает свои навыки, улучшает свои качества и ищет новые горизонты. Путь самурая – это и поиск гармонии и равновесия внутри себя, и стремление к совершенству во внешнем мире.
Выбор служения и защиты
Целью самурая не может быть материальное воздаяние или признание со стороны других людей. Он не стремится к получению власти или богатства, а выбирает путь служения и защиты общества. Важно не только достичь успеха в боевых навыках, но и обладать человеческими качествами, такими как честность, справедливость, мужество и смирение.
См. также
Смерть и суть
Смерть для самурая не страшна – она олицетворяет законченность и полноту жизни. Он готов полностью отдаться своему предназначению, даже если это требует от него самопожертвования. Смерть самурая – это символ его бессмертия в глазах последователей. Именно поэтому смерть для самурая – суть его пути.
Только приняв и осознавая смерть, самурай может стать настоящим воином и выйти победителем из любой схватки.
Путь самурая: залог его существования
Самурай всегда стремится к совершенству и никогда не останавливается на достигнутых результатах. Он непрерывно развивает свои навыки, улучшает свои качества и ищет новые горизонты. Путь самурая – это и поиск гармонии и равновесия внутри себя, и стремление к совершенству во внешнем мире.
Сходства с иранским мистицизмом
Интересно отметить, что самурайская культура и иранский мистицизм имеют некоторые сходства. Оба подчеркивают ценность человеческого существования и принятие смерти, как неотъемлемой части пути. Также, как и самураи, иранские айяруны (герои) проявляют храбрость, честность и самоотверженность в своих поступках.
Хотя самураи и айяруны имеют разные исторические и культурные контексты, они оба служат примерами морального совершенства и преданности своим принципам.
В заключение, можно сказать, что путь самурая – это путь самосовершенствования, преданности и защиты. Он требует высокой дисциплины и преданности своим принципам. Смерть для самурая – символ его бессмертия и полноты жизни. И хотя самураи и айяруны принадлежат разным культурам, они оба служат примером морального совершенства и преданности своим принципам.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Путь самурая обретается в смерти. Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход — смерть. Это не особенно трудно. Будь твёрд в своей решимости и иди вперёд. Рассуждения о том, что умереть, не достигнув своей цели, значит умереть собачьей смертью, — это досужая болтовня себялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необходимостью выбрать жизнь или смерть, то достигнешь ты своей цели или нет, уже не важно. Каждый из нас хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждения в соответствии с нашими предпочтениями. Но не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость. Здесь нельзя ошибиться. Умереть, не достигнув цели, — это действительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бесчестья. В этом суть Пути самурая. Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вся его жизнь будет безупречна, и он добьётся успеха на своем поприще.
Я постиг, что Путь Самурая — это смерть. В ситуации «или/или» без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации «или/или» практически невозможно.
Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать. Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно. Если же он не достиг цели и умер, это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом нет ничего постыдного. Такая смерть есть Путь Самурая. Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своём поприще.
Основной объём «Хагакурэ» отведён историям, раскрывающим роль самураев в мирное время:
Мирная жизнь самурая целиком направлена на постоянную морально-психологическую подготовку к совершению одного «единственного поступка» — мгновенного интуитивного принятия решения и немедленную его реализацию, отказавшись от личной выгоды (в экстремальных случаях — невзирая на угрозу жизни или неизбежность смертельного наказания — приказа совершить сэппуку):
Человек может быстро принять решение, потому что долго готовился к этому. Он всегда может избрать образ действия, но не может избрать время. Момент решительных действий долго маячит вдали, а затем неожиданно приближается. Разве жизнь в таком случае, не является приготовлением к этим решительным действиям, которые возможно, уготованы человеку судьбой?
В заключительной главе («Праздный вечерний разговор») изложены четыре заповеди самураев господина Набэсима:
Отдельные истории указывают на так называемые «старые времена» и подразумевают нарастающую слабость класса самураев эпохи Цунэтомо. Вместе с тем в «Хагакурэ» есть следующие строки:
«Хагакурэ» сложен для понимания людей, не являющихся кадровыми военными, поэтому при чтении записей обычно слишком много внимания уделяется видимой стороне («безрассудной» храбрости, «чрезмерной» жестокости, «бессмысленной» смерти, «технике» сэппуку и т. п.). Невозможно понять смысл произведения (увидеть скрытое в листве), не имея соответствующего воспитания и образа жизни. По этому поводу в документе имеется следующее изречение:
Юкио Мисима писал: «Те, кто читают „Хагакурэ“ с точки зрения общественных условностей — для знакомства с феодальной моралью, например, — не замечают в ней оптимизма. В этой книге отразилась великая свобода людей, жизнь которых жестко регламентирована социальной моралью…». Весь документ пронизан скрытой самоиронией «старого служаки», так что «Хагакурэ» подобно поучениям горячо любящего отца своему сыну.
Записи актуальны и в настоящее время, так как являются осмыслением неписаных законов (кодексов чести), естественным образом складывающихся в подразделениях армии и военно-морском флоте, а также частично в иных «закрытых» формированиях (например в якудза, «воровской» среде и криминальных сообществах 1930—80-х годов).
«Хагакурэ» не получало широкого распространения в течение десятилетий после смерти Цунэтомо. Однако особый интерес к «Хагакурэ» проявился в начале XX века, и в 1930 году оно стало самым знаменитым образцом идей бусидо в Японии. После Второй мировой войны, под воздействием волны пацифизма, «Хагакурэ» снискало себе дурную славу в японском обществе, как проповедь национального милитаризма. «Хагакурэ» осталось очень популярным среди читателей за пределами Японии, главным образом благодаря творчеству Юкио Мисимы, в некоторых из книг позднего периода творчества которого затрагивается система моральных принципов бусидо.