Эмпедо́кл из Акрага́нта был древнегреческим философом, врачом, жрецом, поэтом и политическим деятелем. Он представлял собой дуалиста в философии и создал теорию о четырех стихиях - огне, воздухе, воде и земле. Узнайте об этой теории и ее влиянии на развитие древнегреческой философии.
Эмпедо́кл из Акрага́нта (около 490 год до н.э. — ок. 430 год до н.э.) был древнегреческим философом, врачом, жрецом, поэтом и политическим деятелем. Он представлял собой дуалиста в философии, не идеалиста и не материалиста. Многие его высказывания предвосхищали будущий скептицизм. Эмпедокл представлял свои теоретические труды в форме поэм, из которых наиболее известными являются "О природе", "Очищения" и "Врачебное слово". Он также был сторонником демократии.
Теория о четырех стихиях
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырех стихиях, которые он называл "корнями" вещей или архэ. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Эти стихии неизменны и вечны. Все вещи, по учению Эмпедокла, формируются из этих стихий, подобно тому, как стена сложена из кирпичей и камней. Прочие боги также являются производными от этих четырех стихий.
Эмпедокл отвергает идею о рождении и смерти вещей. Вместо этого, он утверждает, что вещи образуются путем смешения и соединения стихий в определенных пропорциях. Например, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня.
Движение и противоречие
Источником движения в природе, согласно учению Эмпедокла, являются две противоположные силы: Любовь (Филея) и Ненависть (Нейкос). Любовь олицетворяет единство и добро, в то время как Ненависть представляет множество и зло. Эти две силы обладают определенными физическими качествами. Любовь обладает свойствами влаги, а Ненависть - свойствами огня. Весь мир, согласно Эмпедоклу, является процессом смешения и разделения этих сил. Когда преобладает Любовь, образуется Сфайрос - сферическая форма, где Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, происходит разделение стихий. После этого начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму.
См. также
Влияние и значение
Учение Эмпедокла о четырех стихиях и противоречии стало важным вкладом в развитие древнегреческой философии и запечатлелось в его поэтических трудах. Оно предвосхитило многие идеи и концепции, включая скептицизм и диалектику. Кроме того, эта теория оказала влияние на последующие философские школы, такие как пифагорейство и элейская школа.
Таким образом, Эмпедокл создал теорию о четырех стихиях как основу формирования и движения вещей в мире. Его учение оказало значительное влияние на развитие древнегреческой философии и стало отправной точкой для последующих философских размышлений.
Что нам скажет Википедия?
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Аид, Зевс, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.
Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.
Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы — Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» — свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос — шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса — однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая — господство и победа Любви (Сфайрос); 2) космическая — переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая — господство и победа Ненависти; 4) космическая — переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу.
Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы — «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.
Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.