Один - широко почитаемое германское божество, верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Узнайте о его функциях, происхождении и роли в этой статье на История и мир.
Cодержание
Один (др.-сканд. Óðinn [ˈo:ðen:], в общегерманской традиции Во́тан, прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz) — широко почитаемое германское божество, верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов, сын Бора и Бестлы, внук Бури.
Один предстаёт как бог войны и победы, поэзии (преимущественно скальдической), шаманских ритуалов. Он описывается как обладающий великой мудростью, тайными знаниями и поэтическим искусством, покровительствующий воинам и военной аристократии. Является хозяином Вальгаллы и повелителем валькирий, собирает павших воинов у себя в чертоге, разделяя их с богиней Фрейей. Супруга — богиня Фригг.
Этимология
Упоминания в источниках
Имя древнескандинавского бога Одина (др.-исл. Óðinn [ˈo:ðen:]) происходит от реконструированного протогерманского имени *Wōðanaz или *Wōdunaz. Древнеисландское имя Одина встречается в широком корпусе древнеисландских источников, саг и произведений скальдической поэзии различных временных периодов, а также на фрагменте черепа Рибе в рунической форме "ᚢᚦᛁᚾ".
В древнеисландских письменных памятниках приводятся как полные мифологические сюжеты о боге Одине и связанных с ним персонажах и событиях, так и краткие сведения о функциях и свершениях бога Одина. Имя Одина широко представлено в древнеисландских сагах: о нём упоминают герои саг, используют соответствующие кеннинги, включающие имя бога Одина или другие его имена, в некоторых сагах ("Сага о Вёльсунгах") Один появляется сам как один из героев произведения.
Имя Одина нередко появляется в скальдической поэзии, образуя кеннинги или являясь разгадкой того или иного метафорического описания. Наряду с основным именем Одина в поэзии встречаются и другие имена бога.
Происхождение имени
Древнеисландское имя Один (др.-исл. Óðinn) является родственным другим раннесредневековым германским именам, используемым для обозначения данного божества в других германских культурах и традициях. Родственными древнеисландскому признаются имена др.-англ. Wōden, др.-сакс. Wōdan, др.-нидерл. Wuodan, др.-в.-нем. Wuotan (др.-бав. Wûtan), которые выводятся из прагерм. *Wōðanaz. Прагерманская форма имени обычно переводится как "повелитель безумия" или как "предводитель одержимых, безумных" и происходит, Эдды, Старшая и Младшая.
См. также
Сказания о боге Одине
Один играет центральную роль в германо-скандинавской мифологии. Он предстаёт как бог войны и победы, поэзии, шаманских ритуалов. Описывается как обладающий великой мудростью, тайными знаниями и поэтическим искусством. Он является отцом и предводителем асов, сыном Бора и Бестлы, внуком Бури.
Один также известен как хозяин Вальгаллы и повелитель валькирий. Он собирает павших воинов у себя в чертоге и разделяет их с богиней Фрейей. Его супруга - богиня Фригг.
В соответствии с германо-скандинавскими эсхатологическими мифами, в день Рагнарёка Один будет убит чудовищным волком Фенриром.
Одноверия и предшественники
Один является верховным богом в германо-скандинавской мифологии, но перед ним существовали другие божества и верования.
Имя Одина и его происхождение связаны с другими раннесредневековыми германскими именами, используемыми для обозначения данного божества. Одно из таких имен - Од, которое считается более древним. Культ Ода был практически забыт и вытеснен более воинственным культом Одина. Филолог Я. де Врис утверждает, что божества Один и Од, вероятно, были изначально связаны и представлялись как пара божеств, причём Од был более древним божеством и стал источником имени Один.
Также существуют другие германские божества и мифологические фигуры, которые могут быть рассмотрены как предшественники Одина. Например, бог Во́тан, который в общегерманской традиции считается предшественником Одина. Однако, в германо-скандинавской мифологии Один приобретает свою уникальность и становится центральной фигурой пантеона.
Заключение
В заключение можно сказать, что Один - верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов, бог войны и победы, поэзии и шаманских ритуалов. Его имя происходит от реконструированного протогерманского имени *Wōðanaz или *Wōđinaz. Он обладает великой мудростью, тайными знаниями и поэтическим искусством. Один является хозяином Вальгаллы и повелителем валькирий. В день Рагнарёка Один будет убит чудовищным волком Фенриром. Однако, перед Одином существовали другие божества и верования, включая культ Ода.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Один (др.-сканд. Óðinn [ˈo:ðen:], в общегерманской традиции Во́тан, прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz) — широко почитаемое германское божество, верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов, сын Бора и Бестлы, внук Бури.
Один предстаёт как бог войны и победы, поэзии (преимущественно скальдической), шаманских ритуалов. Он описывается как обладающий великой мудростью, тайными знаниями и поэтическим искусством, покровительствующий воинам и военной аристократии. Является хозяином Вальгаллы и повелителем валькирий, собирает павших воинов у себя в чертоге, разделяя их с богиней Фрейей. Супруга — богиня Фригг.
Происхождение имени Ода схоже - оно приводится М.И. Стеблин-Каменским как "исступление, поэзия" и "бешеный", а имя "Один", по оценке исследователя, - производное от этого слова, в связи с чем Один был своеобразным двойником Ода, и, вероятно, оттеснил более древнее божество на задний план. Бог Од признаётся исследователями более древним, культ которого был практически забыт и вытеснен более воинственным культом Одина: в древнеисландских текстах рассказывается о том, что Од отправился в дальние странствия, и не возвратился из них домой (что с ним произошло, неизвестно из источников), и Фрейя часто вспоминает о нём; данный сюжет также указывает на вытеснение культа данного божества. Филолог Я. де Врис утверждает, что божества Один и Од, вероятно, были изначально связаны и представлялись как пара божеств, причём Од был более древним божеством и стал источником имени Один.