Узнайте историю Ордена тамплиеров, его основание и расцвет, а также преследования и упразднение в XIII веке. История и деятельность Ордена тамплиеров остаются интересными объектами изучения среди историков и исследователей.
Cодержание
История
В 1118 (1119) году в период между Первым и Вторым Крестовыми походами французские рыцари Гюг де Пайен (Gugo de Payens) и Жофруа де Сен-Оме, и еще семь других французских рыцарей (Андре де Монбар, Гундомар, Ролан, Жоффрей Бизо, Пэйн де Мондезир, Аршамбо де Сент-Эйнан) взяли на себя заботу о защите дороги, ведущей от побережья Средиземного моря к Иерусалиму, от разбойников и грабителей. Предполагалось в первую очередь защищать христианских паломников, прибывших в Святую Землю поклониться христианским святыням в Иерусалиме. Король Иерусалима Болдуин отвел им под резиденцию часть своего замка Тампля (Temple), построенного на месте деревнего иудейского храма Соломона. Эта группа рыцарей объединилась в военно-монашеский Орден под названием "Бедные рыцари Иисуса из Храма Соломона" (по другим источникам "Бедные братья Иерусалимского Храма"), однако их в обиходе стали именовать по месту резиденции тамплиерами или рыцарями Храма или храмовниками.
Вступая в Орден рыцари одновременно становились монахами, т.е. принимали монашеские обеты послушания (покорности), бедности и безбрачия. Устав тамплиеров, как утверждается, был разработан самим св.Бернаром и утвержден на церковном Соборе во французском городе Труа Римским папой Евгением III в 1128 году. Основой Устава храмовников послужил устав монашеского Ордена цистерианцев (не военно-монашеского, а просто католического монашеского), самого строгого и жесткого устава.
Рыцари-монахи
Рыцарь, вступая в Орден тамплиеров, отрекался не только от всей мирской жизни, но и от родственников. Его пищей должны были служить лишь хлеб и вода. Возбранялись мясо, молоко, овощи, фрукты, вино. Одежда лишь самая простая. Если после смерти рыцаря-монаха в его вещах обнаруживались золотые или серебряные изделия, или деньги, то он терял право на похороны на освященной земле (кладбище), а если это обнаруживалось уже после похорон, то тело надлежало извлечь из могилы и бросить на съедение псам.
На деле оказалось, что эти требования для публики. Тамплиеры прославились самыми жадными относительно военной добычи, чувственных развлечений и винопития, не стесняясь убивать и грабить кого угодно, включая и единоверцев. Это хорошо описано в романе В.Скотта "Айвенго". Хоть это и художественное произведение, но исторические хроники подтверждают этот стиль поведения храмовников в Англии.
Основание и расцвет Ордена
В XII−XIII веках Орден был чрезвычайно богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Израиля и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему Папой Римским, которому Орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников, идущих в Святую землю.
В 1291 году, когда крестоносцы были изгнаны с Земли Палестины мамлюкским султаном Египта Халиль аль-Ашрафом, тамплиеры переключились на финансовые услуги и торговлю, накопили значительные ценности и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и Папой.
В 1307−1314 годах члены Ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего Орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году.
См. также
Заключение
Орден тамплиеров был военно-монашеским орденом, основанным в 1119 году в Иерусалиме. Начальная цель Ордена заключалась в защите христианских паломников в Святой Земле. Орден был чрезвычайно богат и обладал обширными земельными владениями. Однако, в результате преследований со стороны французского короля Филиппа IV, Орден был упразднен в 1312 году. История и деятельность Ордена тамплиеров остаются интересными объектами изучения среди историков и исследователей.
Что нам скажет Википедия?
Во время Первого крестового похода французский дворянин Гуго де Пейн собрал восемь своих родственников-рыцарей, включая Годфруа де Сент-Омера, и организовал ополчение бедных рыцарей Христа на службе ордена Гроба господня в Иерусалиме. Это ополчение было преобразовано в новый орден, получивший название Ордена рыцарей Храма.
Первоначально целью Ордена была защита пилигримов в их паломничестве к святым местам на Ближнем Востоке. Свой орден они назвали «Бедные рыцари храма Соломона». Они были настолько нищими, что на двух человек у них была всего одна лошадь; в память об этом их печать на протяжении долгого времени представляла собой изображение коня, на котором сидят два всадника. Чтобы исправить положение, указом Балдуина II и иерусалимского патриарха Вармунда в пользу Ордена поступали налоги с окрестных деревень.
О деятельности Ордена, как и вообще об Ордене, мало кто знал вплоть до Собора в Труа (1128). На Соборе Орден был признан официально, а священнику св. Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в котором были бы сведены воедино основные законы Ордена.
Вильгельм, архиепископ Тирский, канцлер Иерусалимского королевства, один из крупнейших средневековых историков, в своём труде описывает процесс создания Ордена:
"Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня. Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II в 1120 году, ещё до Собора в Труа, выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. А Бернар Клервоский, разработавший устав рыцарей Храма, стал патроном Ордена. С той поры Орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами). В том же году в Орден вступил Фальк граф Анжуйский (отец Жоффруа Плантагенета), а в 1124 году — Гуго граф Шампанский. В 1126 году в Ордене числились также Хенрик и Робер де Краон."
Таким образом, орден Тамплиеров был основан в 1119 году на Святой земле в Иерусалиме Гуго де Пейном и его родственниками-рыцарями, ранее служившими в Ордене Гроба господня. Начальная цель Ордена была связана с защитой паломников в их путешествиях по святым местам на Ближнем Востоке. Они называли себя "Бедные рыцари храма Соломона" и находились в нищете, имея всего одну лошадь на двоих. Орден был признан официально на Соборе в Труа в 1128 году, а священник Бернар Клервоский разработал его Устав.