Узнайте о последователях нестяжателей, религиозно-философском течении в Средневековой Руси. Идеология, основатели и их идеи. История развития и противостояние с иосифлянами.
Cодержание
Нестяжатели – последователи религиозно-философского течения в Средневековой Руси. Основателем идеологии был Нил Сорский. Его учение продолжили Артемий Троицкий, Максим Грек и Вассиан Косой. Движение существовало с середины XV до середины XVI в. Своё название получили, так как проповедовали идеи «нестяжания». Основатели учения предлагали монастырям отказаться от любого вида имущества, включая земельные угодья. Они призывали к превращению монастырей в заведения, исповедующие сугубо духовную жизнь.
Суть идеологии движения
Суть экономических взглядов нестяжателей сводилась к следующему:
- Отказ от любого вида имущества, включая земельные угодья;
- Превращение монастырей в заведения, осуществляющие исключительно духовную жизнь.
История развития
Идея нестяжательства родилась и сформировалась в Кирилло-Белозерском монастыре. Первые разногласия возникли при игумене Трифоне. Они касались приобретения монастырских вотчин.
В дальнейшем монастырь отказался от приобретения земель и от приёма дарственных. В 1482 игумен Серапион принял в дар земли от Ивана III. В 1483 году 15 иноков покинули монастырь в знак протеста. После вмешательства князя Белозерского игумен Серапион был отстранён, старцы вернулись в обитель.
Идейными противниками нестяжателей стали иосифляне – сторонники взглядов Иосифа Волоцкого.
См. также
Краткая биографическая справка:
Иосиф Волоцкий (1439–1515) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Известный церковный деятель, философ и писатель. Сын волоколамского боярина, в юные годы принял постриг. Вёл подвижнический образ жизни. В своём монастыре утвердил строгий устав. Выступал апологетом государственной власти и церковных догм, боролся с ересью. Идеалом монашеской жизни считал активную общественную деятельность и помощь людям. Возглавлял течение иосифлян и вступил в идеологическую борьбу с нестяжателями. В 1579 г канонизирован, причислен к лику преподобных.
Собор 1503 г
В 1503 году был созван Собор Русской Православной Церкви. В ходе заседаний возник спор о монастырском имуществе. Вероятнее всего, вопрос был поднят Иваном III. Великий князь был заинтересован в отчуждении монастырских угодий. Взгляды заволжских монахов способствовали его целям. С идеей ограничения церковных земель выступил Нил Сорский.
Оппонентами выступили архиепископ Новгородский и игумен Серапион. В споре победили церковные иерархи, на некоторое время вопрос был отложен.
Иосифляне и нестяжатели
Иосифляне и нестяжатели представляют два основных течения в русской христианской и общественной мысли XV—XVI веков.
Иосифляне, сторонники и последователи игумена и основателя Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, выступали за право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями просветительской и благотворительной деятельности. Они строили свою доктрину на теологическом обосновании возникновения государства и божественного происхождения царской власти. Иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. Доктрина иосифлян утверждала преемственность Русского государства и требовала предоставления Московской митрополии статуса патриархии.
Нестяжатели, в свою очередь, требовали возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства. Они отвергали церковное имущество, включая земельное владение монастырей, и призывали к превращению монастырей в заведения, осуществляющие духовную жизнь.
На соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей. В результате Иван III поддержал Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504 года, на котором "жидовствующие" были осуждены как еретики и преданы анафеме.
См. также
Вывод
Таким образом, нестяжатели были последователями религиозно-философского течения, основателем которого был Нил Сорский. Идеология нестяжателей проповедовала отказ от любого вида имущества и превращение монастырей в заведения, посвященные исключительно духовной жизни. Их идеи были противопоставлены взглядам иосифлян, сторонников землевладения монастырей и утверждения власти царя. Спор между этими двумя течениями привел к осуждению нестяжателей на соборе 1504 года.