Кочевники включают в себя этносы, народы, народности и племена, которые исторически сложились в кочевых, номадических условиях. Современные кочевники представляют собой людей, постоянно или временно пребывающих в соответствующих культурах и ведущих кочевой образ жизни, либо культурно-этнически принадлежащих к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства. Узнайте больше о кочевничестве и его истории в этой статье.
Cодержание
Кочевники включают в себя этносы, народы, народности и племена, которые исторически сложились в кочевых, номадических условиях. Современные кочевники представляют собой людей, постоянно или временно пребывающих в соответствующих культурах и ведущих кочевой образ жизни, либо культурно-этнически принадлежащих к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства.
История кочевничества
Кочевничество как социально-экономическая система развития и хозяйственно-культурный тип сформировалось во II тысячелетии до нашей эры в евразийском и афроазиатском аридном регионе. Основой кочевого образа жизни стало скотоводство, где люди переселялись на большие расстояния в поисках новых пастбищ. Кочевничество было преобладающим образом жизни в степях Внутренней Азии и имело сложную специализацию в использовании степных ресурсов.
Кочевники принимали свои циклы движения, требования скотоводства, экономические ограничения и основную политическую организацию как нечто естественное. Однако, этот образ жизни был отсталым и отличался от окружающих оседлых цивилизаций. Кочевники подвижного скотоводства обычно адаптировались к требованиям подвижности и потребностям своего скота.
Пасторальный номадизм
Термин "пасторальный номадизм" обычно используется для описания формы подвижного скотоводства, где семьи мигрируют со своими стадами с одного сезонного пастбища на другое в годовом цикле. Общества кочевников-скотоводов адаптируются к требованиям подвижности и потребностям скота. Важно отметить, что понятия "номадизм", "кочевничество", "скотоводство" и "культура" имеют различные семантические значения.
Существуют скотоводы, которые не являются кочевниками, такие как современные фермеры-животноводы, и кочевые группы, которые не пасут скот, например, охотники. Также есть сообщества, где подвижные формы скотоводства являются единственной экономической специализацией, а отдельные пастухи или ковбои нанимаются для ухода за животными.
См. также
Распространение кочевничества
Кочевничество в различных формах распространено в 7 больших зонах:
- Евразийские степи, где разводят лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и верблюдов. Примеры этой зоны включают монголов, бурят, хакасов, тувинцев, киргизов и казахов.
- Ближний Восток, Иран, Афганистан, где преобладает разведение мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов и ослов. Примеры этой зоны включают пуштуны, бахтиары, белуджи, тюркские народы Ирана и Афганистана.
- Аравийская пустыня и Северная/Северо-Восточная Африка, где верблюдоводство является преобладающим. Примеры этой зоны включают арабов-бедуинов, берберов и кушитов.
- Саванны к югу от Сахары в Западном Судане и Восточной Африке, а также саванны Южной Африки, где разводят крупный рогатый скот. Примеры этой зоны включают фульбе, нилотов, гереро, зулу, коса и кой-коин.
- Высокогорные районы Азии (Тибет, Памир, Кавказ) и Южной Америки (Анды), где население специализируется на полуоседлом отгонном скотоводстве.
- Оленеводческий регион Сибири и европейской тундры, где народы, такие как саамы, ненцы, эвенки, эвены, нганасаны, чукчи и коряки, занимаются оленеводством.
- Североамериканские Великие равнины и южноамериканская пампа, где люди разводят лошадей и занимаются конной охотой на крупных животных.
Евразийские кочевники, такие как степняки, половцы, кипчаки и татары, сформировали обширную группу народов в степях Центральной Азии, Монголии и Восточной Европе. Они выделялись своим владением коневодством и верховой ездой. Кочевые племена изобрели колесницу, кавалерию и конного лучника, и в истории часто упоминаются как завоеватели Европы, Анатолии и Китая.
Конец эпохи кочевников
С появлением пороха и пушек, кочевники стали сталкиваться с сопротивлением оседлых народов. В XVIII веке Китай установил охрану границ и активно заселял Монголию, Туркестан и Тибет. Россия также сопротивлялась кочевникам на своих границах. Победа оседлых цивилизаций над кочевниками положила конец эпохе набегов кочевников на оседлые народы Евразии.
Численность кочевников
По оценкам ученого Юрия Васильевича Емельянова, численность кочевников всегда была меньше, чем численность оседлых земледельцев. Население центральноазиатских степей колебалось от 0,4 миллиона в III веке нашей эры до 1,3 миллиона человек в XIX веке.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Кочевники — этносы, народы, народности и племена, исторически сложившиеся в кочевых — номадических — этнокультурных условиях. В современное время это люди, постоянно или временно пребывающие в соответствующих культурах и ведущие кочевой образ хозяйства, или культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства.
Скотоводство Внутренней Азии традиционно зависело от использования обширных, но сезонных пастбищ в степях и горах. Изменения в составе стада были особенно часты среди скотоводов, которые эксплуатировали более маргинальные районы, где, например, козы выживали лучше, чем овцы, либо где засушливость способствовала разведению верблюдов, а не разведению лошадей.
Кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские этносы, и другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевых цивилизаций. В современном мире, в связи с существенными изменениями в хозяйстве и жизни общества появилось и достаточно часто употребляется понятие неокочевники, то есть современные люди, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни в современных условиях.
Кочевые народы — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Отгонное животноводство основано на сезонных перегонах скота на относительно краткие расстояния. Быт многих народов, традиционно относимых к кочевым, может быть охарактеризован как отгонное животноводство, поскольку их перекочевки носили сезонный характер и производились в пределах чётко очерченной территории, принадлежащей роду.