Демокрит был известен как Смеющийся, а Гераклит – как Плачущий. Узнайте, как эти два философа различались в своих взглядах на жизнь и почему их противопоставление было так широко распространено в истории философии и живописи.
Cодержание
История
Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит – распространенное в европейской философии и живописи противопоставление двух знаменитых греческих философов, которые имели различное воззрение на жизнь. Демокрит был известен как Смеющийся, поскольку его смешила глупость рода человеческого. Более ранний философ Гераклит же был известен как Плачущий, Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита.
Впервые противопоставление зафиксировано у автора II века до н.э. Сотиона, а затем у многих греческих и латинских авторов. Из римлян эта идея противопоставления упоминается у Сенеки, Ювенала и других. Они считали Демокрита оптимистичным философом, любителем хорошей жизни, который смеялся над расточительностью человечества, в отличие от его предшественника, Гераклита – автора неясных, печальных текстов, возмущавшегося человеческими слабостями. Цицерон приписывает Демокриту постоянный смех наряду с величием его души.
Сенека писал: "Гераклит всякий раз, как выходил на люди, плакал, а Демокрит смеялся: одному все, что мы делаем, казалось жалким, а другому – нелепым", а также: "Гераклит всякий раз, как выходил из дома и видел вокруг себя столько скверно живущих, а точнее сказать скверно гибнущих людей, начинал плакать и жалеть всех попадавшихся ему навстречу прохожих, даже если они были веселы и счастливы… Про Демокрита же рассказывают, наоборот, что он никогда не появлялся на людях без улыбки: до того несерьезным ему казалось все, чем серьёзно занимались все вокруг. Но где здесь место гневу? Надо либо смеяться надо всем, либо плакать".
Таким образом, для древних неспособность смеяться или плакать означала неспособность быть мудрым. Происходило это потому, что смех и слезы в отличие от негодования – это две реакции на безумие человеческой жизни, дозволенные философу, и Гераклит с Демокритом были воплощениями этих образов.
Живопись
Ренессансные гуманисты XV века также использовали эту пару, чтобы утвердить мнение, согласно которому жизнерадостное мироощущение более соответствует философу.
Заключение
Таким образом, противопоставление Плачущего Гераклита и Смеющегося Демокрита было широко распространено в европейской философии и живописи. Демокрит смеялся над глупостью людей, в то время как Гераклит плакал, видя скверно живущих и гибнущих людей вокруг. Это противопоставление символизировало различные взгляды на жизнь и показывало, что каждый философ имеет свой уникальный подход к пониманию человеческой природы и смысла жизни.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — распространенное в европейской философии (начиная с античности) и живописи периода Ренессанса и барокко противопоставление двух знаменитых греческих философов, которые имели различное воззрение на жизнь: первый оплакивал людей, второй смеялся над людскими глупостями.
Демокрит Абдерский (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) и Гераклит Эфесский (ок. 540—475 до н. э.) — два великих античных философа, противоположность характеров которых — смеющийся и плачущий — является общим местом европейской культуры. Демокрит был известен как Смеющийся, поскольку его смешила глупость рода человеческого, более ранний философ Гераклит же был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
Из римлян эта идея противопоставления упоминается у Сенеки, Ювенала и др., «которые считали Демокрита оптимистичным философом, любителем хорошей жизни, который смеялся над расточительностью человечества, в отличие от его предшественника, Гераклита, автора неясных, печальных текстов, возмущавшегося человеческими слабостями». Цицерон приписывает Демокриту постоянный смех наряду с величием его души.
Сенека писал: «Гераклит всякий раз, как выходил на люди, плакал, а Демокрит смеялся: одному всё, что мы делаем, казалось жалким, а другому — нелепым», а также: «Гераклит всякий раз, как выходил из дому и видел вокруг себя столько скверно живущих, а точнее сказать скверно гибнущих людей, начинал плакать и жалеть всех попадавшихся ему навстречу прохожих, даже если они были веселы и счастливы… Про Демокрита же рассказывают, наоборот, что он никогда не появлялся на людях без улыбки: до того несерьёзным ему казалось всё, чем серьёзно занимались все вокруг. Но где здесь место гневу? Надо либо смеяться надо всем, либо плакать».
Таким образом, для древних неспособность смеяться или плакать означала неспособность быть мудрым. Происходило это потому, что смех и слёзы в отличие от негодования — это две реакции на безумие человеческой жизни, дозволенные философу, и Гераклит с Демокритом были воплощениями этих образов.
Ренессансные гуманисты XV века также использовали эту пару, чтобы утвердить мнение, согласно которому жизнерадостное мироощущение более соответствует философу.
Монтень пишет о них в своей главе «О Демокрите и Гераклите» в книге «Опытов», толкуя хорошее настроение Демокрита более скептически:
Живопись
Эти образы представлены в европейской живописи Ренессанса и барокко — на одной картине или в виде диптиха.
Демокрит:
Гераклит:
В литературе
Повторение есть многократное положение речения в предложениях, что бывает: (...) 5) Когда два речения, которые вместе стоят, порознь повторяются в разных идеях, например:
Премудрый человек может по вся дни на свете плакать и смеяться. Смеяться, как Демокрит над глупостию человеческою, плакать, как Гераклит о суете сего мира.