В чем трагическая вина Эдипа?

76

В предыдущих параграфах мы разобрали драматические формы и фабулу трагедии Софокла. Узнайте, как он порвал трилогический принцип и какова трагическая вина Эдипа. Читайте статью на 'История и мир'.

В предыдущих параграфах мы разобрали драматические формы – как хорические, так и диалогические, – имевшиеся в распоряжении Софокла при драматизации облюбованных им эпических сюжетов. Теперь на очереди вопрос о том, как он в эти формы перелил свой сюжет. И тут первым делом придется поговорить о так называемой фабуле его трагедии.

Возьмем и здесь точкой исхода Эсхила. Он построил свою драму на трилогическом принципе: отдельная трагедия не была законченной драмой, таковая получалась лишь из соединения трех трагедий одной и той же трилогии. Читателю нет надобности довольствоваться в видах иллюстрации одной только случайно сохранившейся «Орестеей»: в последующих статьях нашей книги разобран целый ряд трилогий Эсхила – «Аянтида», «Филоктетида», «Фиваида», «Аргиада», – из коих, раз идет речь только о фабуле, он получит достаточно полное представление о том, что такое трилогический принцип Эсхила.

И вот с этим-то трилогическим принципом Софокл порвал: он определил, чтобы отныне каждая трагедия была законченной драмой. Трилогии этим упразднены не были – порядка драматических состязаний нельзя было изменить. Но это были трилогии чисто формальные, внешнее сопоставление трех законченных трагедий, не связанных между собой единством фабулы.

Царь Эдип — Википедия
Источник изображения: ru.wikipedia.org

Разрыв с трилогическим принципом

Спрашивается: сразу ли порвал? Нам говорят, что в первом периоде своей деятельности – в «кимоновском», как мы его называем, – он находился под влиянием своего предшественника; правда, это сообщение имеет в виду его язык, о котором мы здесь не распространяемся, но эта стилистическая зависимость предрасполагает к тому, чтобы признать и композиционную. И действительно, филолог средины XIX в. Ад. Шёлль (Sch?ll) попытался установить целый ряд Софокловых «трилогий» в эсхиловском смысле этого слова. Остерегаясь всяких увлечений, мы все-таки, полагаю я, должны признать две почти несомненных трилогии в этом роде – «Фиестею» и «Персеиду», из коих первая была эсхиловской также по замыслу, проводя на судьбе обоих нечестивых братьев, Атрея и Фиеста, учение поэта-жреца об Аласторе, о детородной силе греха. Но, с другой стороны, мы знаем, что первой вообще трагедией, с которой поэт-ученик победоносно сразился со своим учителем, был «Триптолем», а эту драму, очень эсхиловскую по духу и форме, очень трудно представить себе частью трилогии. Итак, довод против довода; придется оставить вопрос открытым.

Но раньше или позже оставил Софокл пути своего предшественника, – несомненно, что этот шаг был им сделан: трагедия, как мы ее понимаем,

Трагедия Эдипа: взгляд психоанализа. | Shmandercheizer | Дзен
Источник изображения: dzen.ru

Трагическая вина Эдипа

Софокловский «Царь Эдип» представляет собой как бы фокус, в котором сосредоточиваются самые разнообразные и зачастую противоречивые взгляды на древнегреческую трагедию, именно потому, что «Царь Эдип» считается ее образцовым представителем, носителем ее основных признаков и характерных особенностей. Философы и поэты, классицисты и романтики, литературоведы и психиатры — кто только не искал в софокловском «Эдипе» ответа на свои вопросы, подтверждения своих взглядов на движение всемирной истории, на способность постижения мира, на сущность человеческой природы! В результате вокруг «Царя Эдипа» накопилась масса предубеждений и произвольных оценок, не выдерживающих испытания текстом трагедии. К числу подобных суждений в первую очередь относится характеристика «Царя Эдипа» как «трагедии рока».

Насколько незначительную роль играет в «Царе Эдипе» так называемый «рок», видно хотя бы по тому, что слово moira, о котором мы уже не раз говорили, употребляется в тексте трагедии вообще редко, а применительно к Эдипу и вовсе один раз, в самом конце трагедии (1458), когда все уже давно выяснилось. Но, даже отвлекаясь от чисто лексического критерия, легко показать, что драматическая ситуация в «Царе Эдипе» не имеет никакого отношения к осуществлению прорицаний, полученных некогда порознь Лаием и Эдипом. Эти предсказания стали действительностью тогда, когда Эдип убил повстречавшегося ему заносчивого чужеземца (своего отца) и вступил в брак с овдовевшей фиванской царицей (своей матерью), то есть сделал по неведению как раз то, чего стремился избежать, но произошло это, как известно, задолго до начала действия трагедии. В самом же «Царе Эдипе» нет ни малейшей попытки уклониться от исполнения мрачных предсказаний — по той простой причине, что никто их не получает. Ответ, принесенный Креонтом из Дельфов, содержит совершенно недвусмысленный приказ изгнать из страны оскверняющего ее своим присутствием убийцу Лаия, и свое поведение Эдип строит в полном соответствии с божественным приказом, отнюдь не стараясь как-нибудь перетолковать его или переиначить. Драматическая ситуация в «Царе Эдипе» ведет не к осуществлению предсказаний, а к постепенному раскрытию давно происшедшего, и в этом процессе постижения неведомого рок никакого участия не принимает. Эдипа, поглощенного трагическим расследованием, то, что было р

Трагическая вина в других произведениях

Культурный герой: от античности до современности

А. М. Воронов

«Безвинен, но виновен»

(парадоксы трагического героя в отечественном и мировом искусстве)

С незапамятных времён в литературной критике принято разделять героев на «положительных» и «отрицательных». При этом подразумевается, что положительный герой обязан совершать лишь высоконравственные поступки, дабы воспитывать читателей своим примером (такой подход, в частности, был широко распространён в Западной Европе «эпохи классицизма», в течение семнадцатого и восемнадцатого столетий). Однако подобно тому, как в жизни Добро и Зло часто оказываются намертво сплетены в единый узел, так и в искусстве душа человека нередко становится непрекращающимся «полем битвы» между Гармонией и Хаосом. Отчётливее всего это проявляется в трагедии - древнейшем жанре мировой драматургии.

Согласно определению Аристотеля, «трагедия есть подражение действию важному и законченному, имеющему определённый объём, производимое речью, услащённой по-разному в разных её частях, производимое в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей» (Аристотель. Поэтика // Соч. М., 1983. Т. 4. С. 651). Речь идёт не только об очищении зрителя через испытываемое им сострадание. В той же «Поэтике» Аристотель говорит и о «спасении посредством очищения» самих героев трагедии. При этом катарсис понимается как определённая форма «нравственной терапии».

Герой трагедии приходит в этот мир для того, чтобы «очистить» его от жестокости, лжи и лицемерия (впервые эту «сверхзадачу» формулирует Орест в пьесе Софокла «Электра»). Однако этот акт «очищения» трагический герой начинает с себя. Он не перекладывает на чужие плечи ответственность за царящий вокруг хаос, он прямо и открыто заявляет: «В том, что на земле правят зло и беззаконие - прежде всего, моя вина»! При этом герой трагедии, субъективно честный человек, искренне желающий людям добра, объективно зачастую оказывается виновником страшных злодеяний - иными словами, он и «виновен» и «невиновен» одновременно. Аристотель называл это «большой ошибкой» героя; Гегель впоследствии ввёл определение «трагическая вина».

Один из самых хрестоматийных носителей трагической вины в мировой драматургии - царь Эдип в одноимённой пьесе Софокла. В молодости он узнал о том, что по воле рока ему предстоит стать отцеубийцей. Не желая быть злодеем, Эдип сбежал из отчего дома в Фивы, где стал царём. Спустя много лет, герою открывается страшная пра

Эдип в Колоне — Википедия
Источник изображения: ru.wikipedia.org

Что нам скажет Википедия?

В чем трагическая вина Эдипа? Трагедия Софокла «Царь Эдип» рассказывает о герое, который осознает свою вину и наказывает себя за нее. Финал пьесы не связан со страстями и пороками главного героя, а определен самой судьбой. Сюжет начинается с отца Эдипа, короля Лая из Фив, который избавляется от своего сына, так как предсказание говорит, что он станет его убийцей. Однако ребенка пощадили и отдали пастуху. Взрослый Эдип узнает о пророчестве, предсказывающем, что он убьет отца и женится на матери, и решает покинуть свою усыновленную семью, чтобы избежать злой участи. Во время путешествия он убивает старика, который оказывается его настоящим отцом. Эдип становится правителем Фив, женится на Иокасте, вдове царя Лая, и тем самым сбывается пророчество.

Позже на город обрушивается эпидемия чумы, и жители обращаются к оракулу, который раскрывает правду о необходимости изгнания убийцы Лая. В результате поисков Эдип понимает, что сам является убийцей, а Иокаста является его матерью. Она пытается остановить его, но безуспешно, и в отчаянии убивает себя. Эдип, считая себя недостойным жизни, выкалывает себе глаза. Таким образом, трагическая вина Эдипа состоит в осознании собственного преступления и самонаказании.

Люди также спрашивают

Чем Эдип выколол глаза?

Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона.

Полный ответ на сайте ancientrome.ru


Почему трагедия называется Эдип царь?

Однако пастух, который получил ребенка от Иокасты и не знавший истинного мотива такого решения сжалился над ребенком и отдал его коринфскому пастуху. Тот в свою очередь отнес ребенка бездетному царю Полибу. Который в свою очередь и дал ему имя Эдип (с опухшими ногами).

Полный ответ на сайте cyberleninka.ru


Кто спас младенца от гибели Царь Эдип?

Отец Эдипа, царь Фив Лай, испугавшись предсказания о том, что его сын от Иокасты будет его убийцей, решил избавиться от ребёнка. Однако человек, которому было приказано убить младенца, пожалел его и отдал пастуху из Коринфа. Мальчик был усыновлён коринфским царём Полибом.


Чем знаменит Эдип?

Явившись в Фивы, Эдип освободил город от страшного чудовища (сфинкса), разгадав её загадку, за что Фивы избрали Эдипа своим царём. Он женился на вдове Лаия Иокасте (у Гомера она носит имя Эпикасты), не зная, что она является его матерью. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену.

Полный ответ на сайте ru.wikipedia.org


Видео

Краткое содержание - Царь Эдип

Царь Эдип или самая трагическая судьба древней Греции / Греческая мифология

Почему царь Эдип женился на своей матери и убил отца? Миф об Эдипе кратко.

Миф об Эдипе. Краткое содержание

Софокл I Царь Эдип [Исповедь литературоведа]

Классическая мифология. 20. Трагедия царя Эдипа

Софокл "Царь Эдип"// "Трагедия рока"

Софокл, "Царь Эдип". Древнегреческая трагедия. Аудиотеатр одного актёра. #filin_...