В чем разница между иосифлян и нестяжателей?

64

Узнайте в чем заключаются ключевые различия между иосифлянами и нестяжателями в Русской православной церкви. История и мир представляет полную информацию о двух главных течениях и их идеологии.

Во второй половине 15-го - в 16-м веке двумя главными течениями в русской православной церкви было нестяжательство, основоположником которого был Нил Сорский, и иосифлянство, идеологом которого был Иосиф Волоцкий. Течения эти были прямо противоположны друг другу, что не помешало канонизировать обеих их руководителей.

Спор иосифлян и нестяжателей является одним из ярких эпизодов церковной,  общественной и культурной жизни нашего Отечества... | ВКонтакте
Источник изображения: vk.com

Иосиф Волоцкий и иосифляне

Иосиф Волоцкий был главой иосифлянского течения в Русской православной церкви конца XV — середины XVI веков. Он был канонизирован в 1579 году. Иосифляне считали, что монастыри имеют право владеть землей и материальным имуществом, украшать церкви богатыми росписями и иконостасами, чтобы показать значимость и авторитет Русской церкви. Они также поддерживали монархическую власть и считали православную церковь Русского государства главной преемницей Византии. Главной задачей монастырей иосифлян была просветительская и благотворительная деятельность, помощь населению во время неурожаев и других бедствий.

Кто такие иосифляне и нестяжатели? В чем сущность их противостояния? -  Школьные Знания.com
Источник изображения: znanija.com

Нил Сорский и нестяжатели

Нестяжатели, возглавляемые Нилом Сорским, возникли как движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков. Они выступали против монастырского землевладения и отрицали владение какой-либо собственностью. Главной целью нестяжателей было достижение духовного совершенства через нищету и отречение от земных благ. Они отказывались от использования чужого труда и полагались только на собственные силы. Нестяжатели также выступали против смертной казни для еретиков, считая, что такие меры противоречат духу Евангелия и принципам Церкви.

Различия в отношении к церковному имуществу

Одним из ключевых различий между иосифлянами и нестяжателями было отношение к церковному имуществу. Иосифляне признавали право монастырей на владение землей и материальными благами. Они считали, что это помогает укрепить авторитет Русской церкви и осуществлять благотворительную деятельность. Нестяжатели же отрицали владение землей и собственностью вообще. Они следовали жесткому требованию Нила Сорского, согласно которому монастыри не могли полагаться на чужой труд и не должны были иметь никакой собственности, даже заработанной своими руками. Это положение называлось "нестяжательством".

Иосифляне и нестяжатели - презентация онлайн
Источник изображения: ppt-online.org

Отношение к смертной казни еретиков

Еще одним различием между иосифлянами и нестяжателями было отношение к смертной казни еретиков. Иосифляне поддерживали смертную казнь для еретиков, считая, что такие меры соответствуют духу Евангелия и являются необходимыми для поддержания веры. Нестяжатели же противостояли смертной казни, считая ее противоречащей принципам Церкви и несогласной с природой христианской морали.

Иосифляне и нестяжатели - презентация онлайн
Источник изображения: ppt-online.org

Исход спора и последствия

В идеологическом споре между иосифлянами и нестяжателями победу одержали иосифляне. Этот спор был официально разрешен на церковном соборе 1531 года, где нестяжатели были осуждены, а их сторонники подверглись преследованиям. Решительное отвержение нестяжателей проявилось на Стоглавом соборе 1551 года, где была отвергнута их программа, направленная на ограничение монастырского землевладения. Победа иосифлян привела к возникновению опричнины и укреплению их позиции в Русской церкви.

Таким образом, различия между иосифлянами и нестяжателями касались отношения к церковному имуществу, отношения к смертной казни еретиков и общей идеологии. Иосифляне признавали право монастырей на владение землей и материальными благами, поддерживали смертную казнь для еретиков и выступали за преемственность Русского государства от Византии. Нестяжатели же отрицали монастырское землевладение, противостояли смертной казни и пропагандировали нищету и отречение от земных благ.

Иосифляне Нестяжатели
Признавали право монастырей на владение землей и материальным имуществом Отрицали монастырское землевладение и собственность
Поддерживали смертную казнь для еретиков Противостояли смертной казни и считали ее противоречащей принципам Церкви
Выступали за преемственность Русского государства от Византии Не придавали большого значения преемственности и подчеркивали этические аспекты

Спор между иосифлянами и нестяжателями имел большое значение для Русской церкви и религиозной жизни Великого княжества Московского на рубеже 15-16 веков. Оба течения оказали значительное влияние на развитие православия в России.

Что нам скажет Википедия?

Нестяжа́тели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали. В этом вопросе им противостояли иосифляне, однако спор между ними не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах и вообще имущественными вопросами: различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Данный спор, окончившийся победой иосифлян, имел большое значение для Русской церкви.

Значение полемики о монастырских имуществах выходит за рамки вопросов монашеской аскезы. Многие исследователи, в частности Нина Синицына, рассматривают нестяжательство не только как аскетическую норму, но и как этический принцип, характерный для русского менталитета и развивавшийся под влиянием старчества: «Значение проповеди нестяжания как составной части монашеского аскетического идеала — в её влиянии на „мирское“ общество, на такую черту русского национального менталитета, как отношение к собственности и к использованию чужого труда».

Сами нестяжатели, как и иосифляне, судя по сохранившимся документам, почти не использовали этот термин. Известны два случая употребления этого слова в данном смысле: Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный»; нестяжателем назвал опального князя Вассиана (Патрикеева) сосланный новгородский инок Зиновий Отенский, выступая с критикой против него. Лишь в конце XIX века этот термин был введён в употребление; он устоялся и стал привычен. Однако следует учесть, что личное нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосифо-Волоцкого) было, пожалуй, радикальнее, чем скитских монахов, так как имущество в общежительном монастыре является общим, и это исключает необходимость личного имущества, в скиту же по самим условиям жизни наличие в личной собственности каких-либо предметов — неизбежно.

Нестяжание (произвольная нищета) — один из трёх монашеских обетов, которые даются при пострижении. Монах, уповающий на Царство Небесное, странник в этом мире, поэтому он отрицается не только земных богатств, но даже минимального имущества. Гарантии его безопасного существования не в обильных запасах, а во Христе. В Нём монах обретает лучшее и нетленное богатство:

"Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос", — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Склонный же к стяжательству монах "в имуществе видит средства уклониться от влияния превратностей". Но "делается сердце вещелюбца жёстким и чуждым всякого духовного ощущения".

"Нестяжание есть отложение всех житейских забот, отчуждение печали", — пишет преподобный Иоанн Лествичник.

В рамках настоящей статьи важен взгляд на монастырское землевладение одного из представителей этого движения ученика преподобного Феодосия Тырновского, Киевского митрополита Киприана, занимавшего кафедру русской митрополии в конце XIV — начале XV века. В ответах на вопросы, данные, очевидно, игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию, Киприан пишет: "Села и люди держати иноком, не предано есть святыми Отци". Однако "послежде по малу въ разслабление прииде вещь, и начаша манастыре те и скиты держати села и стяжания". "А еже сего страшнейши, яко повнегда черньцам начатии селы властоватись, и мужеъ и женвмъ судити, часто хождения въ них творити и о нихъ печаловатися. … Но аще бы мощно, сице: бытии селу подъ манастыремъ, еже николиже черньцу не бытии въ немъ, но мирянину некоему богобоязниву приказати и тому печаловатися бы о всякыхъ делех; въ манастырь же бы готовое привозилъ житом и иными потребами". "Пагуба черньцем селы владети" — заключает святитель.

Люди также спрашивают

В чем разница между Нестяжателями и Иосифлянами?

Разногласия между нестяжателями и иосифлянами можно свести к противопоставлению: завоевание мира на путях внешней работы в нем (иосифляне) и преодоление мира через воспитание нового человека, через становление новой личности (нестяжатели).

Полный ответ на сайте elar.urfu.ru


В чем была суть спора иосифлян и нестяжателей?

В этом вопросе им противостояли иосифляне, однако спор между ними не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах и вообще имущественными вопросами: различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов.

Полный ответ на сайте ru.wikipedia.org


Кто победил иосифляне и Нестяжатели?

В этой битве, как и в отношении к церковному имуществу, победили иосифляне, и их идеология утвердилась в качестве главенствующей в Русской православной Церкви.

Полный ответ на сайте elibrary.ru


Что делали иосифляне?

Иосифля́не (Осифля́не) — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI века, отстаивавшие право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Полный ответ на сайте ru.wikipedia.org


Видео

Нестяжатели и иосифляне. Спор продолжается

Pt516 Rus 14. Элементы истории православия. Спор нестяжателей и иосифлян.

Борьба идей. Нестяжатели и иосифляне

Нестяжатели и иосифляне. История одного противостояния