В чем суть Реформации в Европе?

69

Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») была обширным религиозным и общественно-политическим движением в Западной и Центральной Европе в XVI – начале XVII века. Узнайте о сути Реформации в Европе - движении, которое привело к отделению от католической церкви и формированию протестантизма. Реформация в Европе имела огромное значение и оказала влияние на дальнейшую историю.

Введение

Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») была обширным религиозным и общественно-политическим движением в Западной и Центральной Европе в XVI – начале XVII века. На начальном этапе она стремилась к реформированию католической церкви, а в конечном итоге привела к отделению от нее и формированию новой христианской конфессии - протестантизма.

Реформация в Европе, суть Реформации в странах? - Школьные Знания.com
Источник изображения: znanija.com

Начало Реформации

Начало Реформации считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои "95 тезисов" к дверям виттенбергской Замковой церкви. В этих тезисах Лютер выступал против злоупотреблений католической церкви, особенно против продажи индульгенций. Это событие стало отправной точкой для Реформации и привело к появлению протестантизма.

Реформация в Европе. Причины, последствия, итоги, особенности, деятели,  сторонники, распространение, термины, суть кратко.
Источник изображения: faktrus.ru

Распространение Реформации

Реформация быстро распространилась по всей Европе. Она получила широкое распространение в вероучениях последователей Мартина Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство) и других. Протестантизм также возник в Англии как англиканство. В последующие годы появилось множество других направлений в протестантизме, таких как пятидесятничество, пресвитерианство, методизм, баптизм, реставрационизм и многие другие. Распространение Реформации привело к изменению облика Европы и разделению ее на католические и протестантские государства.

Причины Реформации

Реформация была вызвана несколькими причинами. В течение Средневековья церковь играла важную роль в обществе и была тесно связана с феодальной системой. Католическая церковь владела значительными земельными владениями и использовала труд крепостных, подобно светским феодалам. Однако с развитием буржуазии, состоящей из торговцев и ремесленников, возникла потребность в новой религиозной доктрине, которая отражала бы их интересы.

Кроме того, католическая церковь перестала быть центром науки и культуры. Образование и культура были доступны только церковному клиру, и образование велось на латыни, что делало его недоступным для простых людей. Буржуазия считала, что церковь утаивает и искажает истинное содержание священных текстов, что привело к стремлению первых реформаторов перевести Библию и богослужение на народные языки.

Реформация в Европе. Причины, последствия, итоги, особенности, деятели,  сторонники, распространение, термины, суть кратко.
Источник изображения: faktrus.ru

Суть Реформации

Реформация фактически стала расколом внутри церкви, в результате которого протестанты отделились от Римско-Католической Церкви. Реформация положила конец безоговорочному владычеству католической церкви в европейских государствах. Она была революционным явлением, сопровождавшимся конфликтами, войнами и репрессиями.

Реформация в Европе. Причины, последствия, итоги, особенности, деятели,  сторонники, распространение, термины, суть кратко.
Источник изображения: faktrus.ru

Заключение

Реформация в Европе имела огромное значение и оказала влияние на дальнейшую историю. Она привела к появлению протестантизма и изменению религиозного и политического баланса сил в Европе. Распространение Реформации привело к появлению множества протестантских конфессий. Реформация также стимулировала развитие образования и культуры на народных языках. Все эти изменения сформировали новый облик Европы и оказали влияние на последующие исторические события.

Что нам скажет Википедия?

Реформация́ (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на начальном этапе на реформирование католической церкви, а на заключительном — на отделение от неё и образование новой христианской конфессии — протестантизма.

Её началом принято считать 31 октября 1517 года, в этот день Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого провозглашался принцип веротерпимости, вследствие чего религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Позднее также появилось множество иных направлений в протестантизме (пятидесятничество, пресвитерианство, методизм, баптизм, реставрационизм и многие другие).

Комплекс мер, принятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

В 2010 году в мире насчитывалось более 800 млн протестантов. В некоторых странах протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных».

Причины Реформации

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до ⅓ количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы.

Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы строить величавые соборы и проводить пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

Предтечи Реформации

Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли. Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос, а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета. Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году. Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении, хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии. И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме, его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии, обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса.

Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках. Ян Гус, пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором, читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф. Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце, на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф.

Лютеранская Реформация

Реформация в Германии

Основная статья: Реформация в Германии

Начало Реформации в Германии

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздроблённым государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, доктора богословия Виттенбергского университета, который сформулировал свои «95 тезисов» и 31 октября 1517 год отправил их письмом к архиепископу Майнцскому (по легенде: прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви). В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.

Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Столкновения между различными монашескими орденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой». Однако Лютер, заручившись поддержкой Фридриха, курфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же время обязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники. Однако события на Лейпцигском диспуте заставили его прервать молчание. Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующим шагом было то, на что до этого практически никто не решался: 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял Император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Согласно Вормсскому эдикту, по инициативе Карла V, Лютер был объявлен еретиком и изгоем.

Люди также спрашивают

В чем суть Реформации?

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – это религиозное, культурное и общественно-политическое движение в Европе, ставившее целью преобразование Церкви, а затем и всего общества. В религиозной сфере результатом Реформации стало появление третьей ветви христианства – протестантизма.

Полный ответ на сайте www.cef.ru


Что такое Реформация в Европе?

reformatio исправление; превращение, преобразование; реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на начальном этапе на реформирование католической церкви, а на заключительном — на отделение от неё и образование новой ...

Полный ответ на сайте ru.wikipedia.org


Какой был результат Реформации в Европе?

Реформация способствовала отказу католической церкви от продажи индульгенций. Произошёл возврат к авторитету Священного Писания, возросла ценность труда. Библия стала издаваться на национальных языках, теперь она была доступна массам. Влияние светских правителей стало увеличиваться.

Полный ответ на сайте www.yaklass.ru


Какие причины Реформации в Европе?

Причины реформации: Гегемония католической церкви; Рост образованности общества; Стремление общества к новому порядку и свободам.

Полный ответ на сайте uchi.ru


Видео

Распространение Реформации в Европе. Видеоурок по Всеобщей истории 7 класс

§8 "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация", История Нового времени...

Реформация в Европе | Всемирная история 7 класс #11 | Инфоурок

История 7 класс § 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Начало Реформации в Европе

Реформация в Европе: лютеранство и кальвинизм | Исторический ликбез

История 7 § 12. ГДЗ Ответы на вопросы. (Распространение Реформации в Европе.)

7 класс. История. Начало реформации в Европе