«Дорога жизни» была единственной связью Ленинграда со страной во время блокады. Узнайте историю и значение этой транспортной магистрали, которая спасла жизни и обеспечила снабжение города и фронта в трудные времена. История и мир представляет статью о «Дороге жизни».
«Дорога жизни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации работала, осуществляя перевозки по воде, во время ледостава — по льду озера. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
История
В результате неудачного для СССР начала войны и последующих боёв войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили защищающие Ленинград советские войска. Внутри кольца оказались основные силы Ленинградского фронта и практически все силы Балтийского флота — всего примерно полмиллиона военнослужащих. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах. Для их снабжения требовалось устроить доставку грузов, что можно было сделать либо при помощи авиации, либо завозить грузы по воде — через Ладожское озеро на контролируемое блокированными советскими войсками побережье Ладоги.
Эвакуация жителей города и оборудования началась задолго до начала блокады: с 29 июня 1941 года началась эвакуация железнодорожным транспортом, а с 4 июля стали поступать распоряжения по эвакуации оборудования различных предприятий речным транспортом. 10 августа совет по эвакуации принял распоряжение о вывозе из города дополнительно, помимо эвакуировавшихся вместе с предприятиями сотрудников и членов их семей, ещё 400 тыс. женщин и детей до 14 лет; 14 августа было предписано эвакуировать дополнительно ещё 700 тыс. человек.
Дорога Вологда — Череповец — Волхов осталась единственной железной дорогой, по которой шло снабжение блокированного Ленинграда, откуда брала начало дорога жизни через Ладогу.
Инфраструктура Дороги жизни
Для спасения города и помощи фронту нужно было сделать невероятное: создать с нуля инфраструктуру, которая должна была бесперебойно действовать целую зиму, решая множество задач. Такой проект был очень сложной задачей для любого времени. Фактически это была победа науки, и прежде всего физики, над гитлеровской тактикой, использовавшей голод в качестве средства ведения войны.
"Строительство ледовой дороги через Ладогу — идея абсолютно грандиозная и дерзкая даже для мирного времени, особенно учитывая, что на 1941 год Ладога была исследована недостаточно, в том числе ее ледовый режим. Самое крупное озеро в Европе вообще отличается очень переменчивым нравом и всегда считалось очень сложным во всех отношениях, в том числе для судоходства", — отмечает Сергей Курносов, заместитель директора Центрального военно-морского музея, в 2013–2017 годах директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
«Дорога жизни» была не только дорогой по льду, но и огромной инфраструктурой, которая позволяла снабжать Ленинград, Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтийский флот. Она включала в себя «авиамост» с Большой землей, Ладожскую военную флотилию, Северо-Западное речное пароходство, телефонно-телеграфный кабель, высоковольтный электрический кабель и другие составляющие.
См. также
Работа Дороги жизни
До начала блокады, основное транспортное сообщение Ленинграда с остальной страной происходило железнодорожным транспортом и внутренним водным. По воде подавляющее количество перевозок осуществлялось Северо-Западным речным пароходством. Однако после начала блокады, грузооборот пароходства значительно снизился, и было необходимо искать альтернативные пути доставки грузов.
Из-за отсутствия других способов доставки, «Дорога жизни» стала жизненно важной для Ленинграда. Грузовики, перевозившие продовольствие и другие необходимые товары, проезжали по льду Ладожского озера. Чтобы грузовики с тонной груза прошли по льду, его толщина должна была составлять не менее 20 сантиметров.
Строительство и поддержание «Дороги жизни» требовало огромного труда и усилий. Водолазы укрепляли ледовую трассу, монтируя настилы и опоры под льдом. На всем протяжении были расположены склады, базы, станции технической помощи, мастерские и пункты питания.
Первые рейсы грузовых автомашин по «Дороге жизни» совершил 389-й отдельный автотранспортный батальон под командованием В.А. Порчунова и комиссаром П.М. Каливердовым.
В ноябре 1941 года по трассе доставлялось более 100 тонн грузов в сутки, а к концу месяца уже около одной тысячи тонн. Советские войска защищали «Дорогу жизни» с земли и с воздуха.
Значение «Дороги жизни»
«Дорога жизни» стала жизненно важной для блокированного Ленинграда. Благодаря этой транспортной магистрали город получал необходимые продукты, а также осуществлял эвакуацию раненых, женщин, стариков и детей.
Она была единственной связью Ленинграда со страной и способствовала сохранению жизни и снабжению города и фронта. Инфраструктура «Дороги жизни» позволяла вывозить грузы, обеспечивать связь с Москвой и поддерживать электрическое питание.
Название «Дорога жизни» не является поэтическим образом, а символизирует ее важность и значение для выживания и поддержания Ленинграда в трудные времена блокады.
Сегодня музей «Дорога жизни» вместе с историческими фактами и экспонатами сохраняет память об этой важной транспортной магистрали и подвиге людей, связанных с ней.
Что нам скажет Википедия?
«Дорога жизни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации работала, осуществляя перевозки по воде, во время ледостава — по льду озера. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
История
В результате неудачного для СССР начала войны и последующих боёв войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили защищающие Ленинград советские войска. Внутри кольца оказались основные силы Ленинградского фронта и практически все силы Балтийского флота — всего примерно полмиллиона военнослужащих. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах. Для их снабжения требовалось устроить доставку грузов, что можно было сделать либо при помощи авиации, либо завозить грузы по воде — через Ладожское озеро на контролируемое блокированными советскими войсками побережье Ладоги.
Эвакуация жителей города и оборудования началась задолго до начала блокады: с 29 июня 1941 года началась эвакуация железнодорожным транспортом, а с 4 июля стали поступать распоряжения по эвакуации оборудования различных предприятий речным транспортом. 10 августа совет по эвакуации принял распоряжение о вывозе из города дополнительно, помимо эвакуировавшихся вместе с предприятиями сотрудников и членов их семей, ещё 400 тыс. женщин и детей до 14 лет; 14 августа было предписано эвакуировать дополнительно ещё 700 тыс. человек.
Дорога Вологда — Череповец — Волхов осталась единственной железной дорогой, по которой шло снабжение блокированного Ленинграда, откуда брала начало дорога жизни через Ладогу.