Праздник Сабантуй – ежегодное народное торжество, которое отмечается в конце весенних полевых работ у татар и башкир. Возникший в древности, Сабантуй является одним из самых значимых и популярных праздников в регионе. В ходе этого праздника совершаются различные ритуалы и проводятся состязания, отражающие традиции и культуру этих народов.
Праздник Сабантуй – ежегодное народное торжество, которое отмечается в конце весенних полевых работ у татар и башкир. Возникший в древности, Сабантуй является одним из самых значимых и популярных праздников в регионе. В ходе этого праздника совершаются различные ритуалы и проводятся состязания, отражающие традиции и культуру этих народов.
Подготовка к празднику
Сабантуй – это не только время для радости и развлечений, но и период подготовки, который начинается задолго до самого праздника. Например, в татарских поселениях молодые девушки тщательно расшивают узорами платки, полотенца, рубашки, которые станут призами для участников состязаний. Эти подарки собираются и разносятся по деревне молодыми людьми.
Также незадолго до праздника дети отправляются по домам, собирая крупу, масло и яйца для приготовления каши. Под присмотром взрослых, они варят эту кашу в большом котле. Затем старшие дети собирают окрашенные яйца, которые заранее приготовлены в отваре луковой кожуры. При входе в дом они говорят пожелание хорошего урожая, предварительно произнося фразу "Пусть легкой будет моя нога". Собранные яйца сдают торговцу, а вырученные деньги используют для угощения участников праздника.
Состязания и игры
Основной частью праздника Сабантуй являются различные состязания и игры, которые проводятся как серьезные соревнования, так и в шуточной форме. Среди них:
- Бег с яйцом на ложке, где участникам нужно удерживать ложку с яйцом в зубах.
- Гонки с полными ведрами на коромыслах, где участники должны преодолеть дистанцию, не проливая содержимое ведра.
- Скачки в мешке, где участники прыгают в мешке на одной ноге.
- Парная эстафета, где ноги участников связываются вместе.
- Схватка мешками с сеном на бревне.
- Разбивание горшка с завязанными глазами.
Одним из самых популярных состязаний является национальная борьба куреш. Участники этого состязания пытаются повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. Сначала соревнуются два мальчика, затем юноши и мужчины по старшинству. Кульминацией становится поединок двух самых сильных соперников, которые борются за ценный приз, например, живого барана.
Также на Сабантуе проводятся состязания на силу и ловкость, включающие поднятие гирь и штанг, перетягивание каната и палки, балансирование на подвешенном в воздухе бревне и взбирание на высокий гладкий столб.
См. также
Культурная составляющая
Помимо физических состязаний, на Сабантуе также проявляется культурная сторона праздника. Здесь выступают певцы, чтецы и танцоры, а каждый, кто желает, может принять участие в творческой части праздника. В завершающий вечер проводятся игрища для молодежи, где нарядно одетые юноши и девушки исполняют песни, водят хороводы и танцуют.
Согласно старинной примете, первая встреча на Сабантуе предсказывает паре долгую и счастливую семейную жизнь.
История праздника
Истоки празднования Сабантуя уходят в древность и связаны с аграрным культом. Он возник в период Волжской Булгарии и имеет глубокие корни в культуре татар и башкир. Сабантуй был впервые описан арабским путешественником Ибн Фадланом в 921 году, который посетил Булгар как посол из Багдада.
Сабантуй также существует у других народов Поволжья, таких как чуваши, марийцы, мордва, удмурты, а также у некоторых тюркских народов Кавказа, включая балкарцев и ногайцев. Хотя у них есть свои особенности и различия в наименовании и обычаях праздника.
Праздник Сабантуй позволяет татарскому и башкирскому народу постигать многовековое духовное наследие и способствует развитию единой народной культуры. Он является символическим отражением традиционного народного мировоззрения и связан с плодородием природы, которая является источником жизни.
Сабантуй остается одним из самых популярных и значимых праздников в регионе. Благодаря ему татары и башкиры могут сохранять свою культурную идентичность и передавать ее из поколения в поколение.
Что нам скажет Википедия?
Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе, башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир.
Похожий праздник существует и у чувашей, а также у других народов Поволжья (марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику. Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях празднования сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.
Сабантуй переводится с тюркских языков (тат. сабантуй, сабан туе и башк. һабантуй) как «свадьба (торжество) плуга» — «сабан» (историческая разновидность плуга) и туй — «праздник, свадьба». Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).
У чувашей имеется похожий праздник, имеющий с сабантуем общие корни, который ранее низовыми чувашами назывался — сапантуй, сапан туйĕ, верховыми — сохату, теперь же повсеместно он называется акатуй где ака означает (посев) и туй — «праздник, свадьба».
Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем.
Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».
Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.
Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.
В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.
Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Булгар в качестве посла из Багдада.
В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя», что свидетельствует о праздновании Сабантуя еще в период Волжской Булгарии.
Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников, впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба. И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледъліе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленіе о плодородіе земли и изобиліе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстаніем въ запуски и тому подобными».
У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Также известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей.
До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя.
Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после.
Федеральный Сабантуй — национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне.
Национальный федеральный праздник Сабантуй назначался в следующих городах:
Всероссийский сельский сабантуй — учредителями Всероссийского сельского сабантуя выступают Исполком Всемирного конгресса татар, Ассоциация татарских сел России и Министерство культуры Республики Татарстан.
Международный шахтерский Сабантуй
Приволжский Сабантуй — первый Приволжский Сабантуй пройдет в Нижнем Новгороде 8 июля 2023 года.
Общеевропейский Сабантуй — национальный праздник, проходящий на международном уровне.
Национальный общеевропейский праздник Сабантуй проходил в следующих городах: