Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, была построена Дорога жизни - единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной. Она функционировала с 12 сентября 1941 года до марта 1943 года и имела большое значение для снабжения города продовольствием, топливом и другими необходимыми товарами. Узнайте подробности о значении и времени постройки Дороги жизни в этой статье на История и мир.
Cодержание
Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, была построена Дорога жизни - единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной. Она функционировала с 12 сентября 1941 года до марта 1943 года и имела большое значение для снабжения города продовольствием, топливом и другими необходимыми товарами.
Начало блокады
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда группа армий "Север" получила приказ уничтожить город. Ленинград был окружен войсками Германии и Финляндии, а главной целью оккупантов было уничтожение города, считавшегося ключевым для разгрома Москвы. В результате, автомобильные и железнодорожные дороги были отрезаны, а жители голодали.
Роль Ладожского озера
Единственной доступной дорогой стало Ладожское озеро, контроль над берегом которого находился у советской армии. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через озеро, которая стала основным участком Дороги жизни.
Строительство Дороги жизни
Дорога жизни постоянно доделывалась и усиливалась. Водолазы укрепляли ее под льдом, монтируя настилы и опоры. На всем протяжении трассы были расположены склады, базы, станции технической помощи, мастерские и пункты питания.
Грузоперевозки по Ладожскому озеру
Чтобы грузовики с тоннами груза могли проехать по льду озера, толщина льда должна была составлять не меньше 20 сантиметров. Грузы по озеру доставлялись с помощью судов и барж от Лодейного Поля и Волхова до Шлиссельбурга, а затем перегружались на железнодорожный транспорт для доставки в Ленинград.
Значение Дороги жизни
Дорога жизни играла огромную роль в обеспечении Ленинграда во время блокады. За все время работы этой трассы в город было доставлено более 2,3 миллиона тонн грузов и вывезено почти 1,4 миллиона человек. Она была жизненной линией, обеспечивающей выживание города и его жителей.
Что нам скажет Википедия?
«Дорога жизни» была построена во время Великой Отечественной войны и являлась единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро. Она связывала блокадный Ленинград со страной и функционировала с 12 сентября 1941 года до марта 1943 года. В периоды навигации, она осуществляла перевозки по воде, а во время ледостава - по льду озера. Дорога жизни также известна как Ледовая дорога жизни и официально была обозначена как Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102).
Ситуация в Ленинграде перед постройкой Дороги жизни была критической. В результате неудачного начала войны для СССР и последующих боев, Ленинград был окружен войсками Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года. Внутри кольца блокады оказались основные силы Ленинградского фронта и множество гражданского населения города и его пригородов. Для снабжения этих людей необходимо было организовать доставку грузов, что стало возможным через Ладожское озеро на контролируемое советскими войсками побережье Ладоги.
Дорога жизни была активно использована для перевозки грузов и эвакуации населения. Суда и баржи доставляли грузы по озеру от Лодейного Поля и Волхова до пристаней у железнодорожной станции Шлиссельбург. Затем грузы перегружались на узкоколейку и далее доставлялись железнодорожным транспортом в Ленинград. Важным этапом была постройка причалов и фарватеров на прибрежных территориях Ладожского озера для приёма судов и барж. Сооружение портов в Осиновце, Гольцмане и Морье было осуществлено при помощи земснарядов. Таким образом, Дорога жизни играла ключевую роль в обеспечении Ленинграда во время блокады.