В данной статье рассматривается хронология пенсионной реформы в России и время начала отчислений в пенсионный фонд. Узнайте, какая модель пенсионного обеспечения была введена и как граждане могут управлять своими накоплениями.
Cодержание
Введение
В данной статье рассматривается хронология пенсионной реформы в России и время начала отчислений в пенсионный фонд. Пенсионная реформа, начавшаяся в 2003 году, была направлена на достижение финансовой стабильности пенсионной системы, улучшение пенсионного обеспечения граждан и создание источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему.
Два источника пенсии
Согласно новой пенсионной модели, введенной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года, пенсии в России могут состоять из двух частей:
- Накопительная система обеспечения пенсией: Каждый работник имеет персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ (ПФР), где учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на счете работника, и полученного инвестиционного дохода.
- Страховая часть трудовой пенсии: Включает базовую часть (базовую ставку), которая входит в страховую часть трудовой пенсии. Базовая часть может быть рассмотрена как третья часть пенсии.
Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу, и Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР.
Предпосылки пенсионной реформы
Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к числу работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растет, а количество трудоспособного населения снижается.
См. также
История пенсионной системы в России
Древняя Русь, царская Россия (до 1917)
В России пенсионное обеспечение появилось в древние времена, когда князья и воеводы обеспечивали членов своих дружин в случае ранений и в старости. В XIX веке пенсионное обеспечение было избирательным и затрагивало преимущественно военное сословие. При Павле I была установлена надбавка для граждан, поступающих на государственную гражданскую службу после военной службы.
В 1820-х годах был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим (военным и гражданским)», а внутри министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд для выплат пенсий и пособий. Право на пенсионное обеспечение давалось за безупречную службу в военной, придворной или гражданской службе.
К концу существования Российской империи пенсионное обеспечение стало охватывать не только военных и государственных служащих, но и работников частных предприятий.
Советский период (1917—1991)
Советский период характеризовался государственным распределением пенсий, которые выплачивались из госбюджета и налоговых поступлений в Пенсионный фонд РФ (ПФР). В 1990-е годы начали появляться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые граждане могли делать взносы на добровольных основаниях.
В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, основанная на федеральных законах, определяющих трудовые пенсии, государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
С 2002 года начались отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Граждане имели возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или частную управляющую компанию (УК). Позже, из-за дефицита бюджета ПФР, отчисления на накопительную часть пенсии были приостановлены для граждан, родившихся до 1967 года.
В 2019 году началась новая фаза пенсионной реформы, предусматривающая повышение пенсионного возраста для большинства граждан страны.
Заключение
Пенсионная реформа в России началась в 2003 году и была направлена на обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Введение отчислений в пенсионный фонд началось в 2002 году, при переходе к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Граждане России имеют возможность самостоятельно управлять своими пенсионными накоплениями и выбирать, куда перевести свою накопительную часть пенсии.
Что нам скажет Википедия?
С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность. Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией. Тем не менее, доходность инвестирования пенсионных денег Внешэкономбанком в 2011 году составила 5,9%, что ниже инфляции (6,1% в 2011 году), но выше аналогичных показателей большинства управляющих компаний, что превышает доходность большинства частных управляющих компаний.
Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Гражданам, участвующим в негосударственных или добровольных пенсионных программах, предоставляются налоговые вычеты по подоходному налогу. Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.
С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность. Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией. Тем не менее, доходность инвестирования пенсионных денег Внешэкономбанком в 2011 году составила 5,9%, что ниже инфляции (6,1% в 2011 году), но выше аналогичных показателей большинства управляющих компаний, что превышает доходность большинства частных управляющих компаний.