Кочевники представляют собой этносы, народы и племена, которые исторически сложились в кочевых - номадических - этнокультурных условиях. Узнайте о появлении кочевников, их образе жизни и культурно-этнической принадлежности на сайте История и мир.
Кочевники представляют собой этносы, народы и племена, которые исторически сложились в кочевых - номадических - этнокультурных условиях. В современное время кочевники представлены людьми, постоянно или временно пребывающими в соответствующих культурах и ведущими кочевой образ хозяйства. Они также культурно-этнически принадлежат к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства.
История кочевничества
Кочевничество как исторически сложившаяся социально-экономическая система развития и хозяйственно-культурный тип сформировалось во II тысячелетии до н.э. в евразийском и афроазиатском аридном регионе. Основой кочевого образа жизни стало скотоводство, где люди переселялись на большие расстояния в поисках новых пастбищ для своего скота.
Кочевое скотоводство было преобладающим образом жизни в степях Внутренней Азии на протяжении большей части ее истории. Несмотря на то, что кочевники были часто рассматриваемыми как примитивная форма экономической организации из-за менее производительного труда по сравнению с земледельцами, их образ жизни фактически представлял собой усложненную специализацию в использовании степных ресурсов.
Первыми государствами кочевников были скифы, которые существовали в период с середины I тысячелетия до н.э. до XVIII века. Хотя скифы не создали объединенную и могущественную империю, они достигали значительных размеров, объединяя всю территорию Великой степи и соседние оседлые государства. Хунны, жившие с 209 до н.э. до 93 н.э., были первой империей кочевых народов мира и, возможно, они создали первое государство кочевников в Центральной Азии.
Кочевое государство
Термин "пасторальный номадизм" обычно используется для обозначения формы подвижного скотоводства, при которой семьи мигрируют со своими стадами с одного сезонного пастбища на другое в годовом цикле. Общества кочевников-скотоводов приспосабливаются к требованиям подвижности и потребностям своего скота.
Кочевые государства, постоянно сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н.э. до XVIII века. Однако, не все ученые считают правомерным применение термина "государство" к объединениям кочевников, так как такие объединения основывались на племенных связях без установления налогообложения и создания государственного аппарата.
См. также
История изучения кочевничества
В течение XIX - начала XX века большинство русских ученых рассматривали кочевые народы в основном как родо-племенные общества. Возникновение государственности связывалось с военными и политическими способностями вождей. Однако, В. В. Радлов наиболее адекватно описал нестабильную политическую организацию скотоводов.
Интерес к проблематике социальной истории номадизма начал возрастать с конца XIX века, особенно под влиянием марксистской теории исторического процесса. Сегодня изучение особенностей политической структуры кочевых народов и причин их экспансии являются центральными проблемами номадистики.