Великая пролетарская культурная революция, проведенная в Китае с 1966 по 1976 годы, была серией идеологических и политических кампаний, инициированных и руководимых Мао Цзэдуном. Узнайте о причинах, целях и ходе этого идеологического и политического движения.
Cодержание
Великая пролетарская культурная революция, проведенная в Китае в период с 1966 по 1976 годы, была серией идеологических и политических кампаний, инициированных и руководимых Мао Цзэдуном. Эти кампании проводились с целью борьбы с возможной реставрацией капитализма и внутренними и внешними ревизионистами, а также для дискредитации и уничтожения политической оппозиции и обеспечения власти Мао Цзэдуна.
Причины культурной революции
Основная причина культурной революции заключалась в расколе, который возник в Коммунистической партии Китая после завершения кампании Большого скачка. Лидеры партии, такие как Лю Шаоци, начали сомневаться в правильности курса, предложенного Мао. Это привело к конфликту и борьбе за власть в партии.
Мао Цзэдун, опасаясь потери влияния и своего положения в партии, приступил к решительным действиям по борьбе с оппозицией и инициировал культурную революцию. Ответными мерами на противодействие ревизионизму и предполагаемой угрозе реставрации капитализма, Мао Цзэдун проводил репрессии против руководителей и ветеранов партии, объявляя их ревизионистами и уклонистами.
Кроме того, одним из факторов культурной революции был отказ от дружеских отношений с Советским Союзом, что привело к ухудшению внешней политики Китая и репрессиям против негативно настроенных руководителей и ветеранов партии.
Цель и задачи культурной революции
Основной целью культурной революции было преобразование марксистско-ленинских принципов в личные убеждения каждого человека. Для этого проводилась перестройка народного образования и просвещения на социалистических началах, формирование социалистической интеллигенции, создание литературы, искусства и науки, основанных на марксистской идеологии. Также культурная революция стремилась утвердить новые моральные идеалы и атеистическое мировоззрение, а также изменить образ жизни населения.
См. также
Ход культурной революции
Культурная революция включала комплекс мероприятий, таких как создание специальных отделов и комиссий по культурно-просветительной работе, организацию библиотек, клубов, университетов, а также проведение агитационных кампаний на радио и других средствах массовой информации. Были также национализированы издательства, театры, музеи, а свобода печати была ограничена.
Культурная революция в СССР также стремилась к ликвидации безграмотности и развитию образования. Она привела к повышению уровня грамотности до 87,4% населения и созданию обширной системы общеобразовательных школ. Однако она также вызвала разрыв с традициями и культурным наследием, а также формирование официальной культуры, основанной на идеологии марксизма-ленинизма.
Выводы
Культурная революция имела сложные причины и множество последствий. Она была попыткой Мао Цзэдуна укрепить свою власть и избавиться от оппозиции. Она также стремилась к преобразованию общества и созданию нового типа культуры, соответствующей идеологии социализма. Вместе с тем, культурная революция вызвала массовые репрессии, разрушение культурных ценностей и привела к разрыву с традициями и культурным наследием.
Что нам скажет Википедия?
Культурная революция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.
В СССР создание «нового человека» являлось одной из главных задач, средством которой послужило создание новой культуры, а важнейшей составляющей которой была физическая культура, в результате чего 11 марта 1931 года была выработана программа «Готов к труду и обороне СССР».
Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития. По мнению ряда исследователей, культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.
К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.
Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.
С другой стороны, целый ряд авторов оспаривает это положение и приходит к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.