Танк ИС-3 был разработан советскими инженерами в период Великой Отечественной войны. Он был запущен в серийное производство в последние дни войны, но не успел принять участие в боях, поэтому чаще считается одним из первых послевоенных советских танков. Узнайте историю создания и производства этого легендарного танка и его значимость для советского танкостроения.
Cодержание
Танк ИС-3 (Объект 703) был разработан советскими инженерами в период Великой Отечественной войны. Он был запущен в серийное производство в последние дни войны, но не успел принять участие в боях, поэтому чаще считается одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает "Иосиф Сталин", которое является официальным названием серии советских тяжелых танков, выпускаемых с 1943 по 1953 годы. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Благодаря характерной форме верхней лобовой части корпуса, танк получил прозвище "Щука".
История создания и производства
Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием "Кировец-1" началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия танков ИС-3 покинула заводские цехи в мае 1945 года. Он проходил серийное производство до середины 1946 года, а в 1945 году вместе с ИС-2. Танк ИС-3 поступал на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской армии.
Улучшение защищенности и новые конструктивные особенности
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей повреждения танков в ходе Курской битвы. Было замечено, что лобовые элементы корпуса и башни подвержены массовым поражениям. В результате, решено было проработать новую конструкцию башни и корпуса танка ИС-2 для придания им обтекаемой формы и улучшения броневой защиты.
Одной из особенностей новой конструкции был наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, который был доведен до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони были расположены таким образом, что образовалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая прозвище "щучий нос". Броня ИС-3 обеспечивала лучшую противоснарядную защиту и препятствовала массовому поражению лобовых элементов.
См. также
Вооружение и характеристики
Танк ИС-3 был вооружен 122-мм пушкой Д-25Т и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. На крыше башни также установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Скорострельность пушки составляла 2-3 выстрела в минуту, а боекомплект пушки включал 28 выстрелов раздельного заряжания. Запас хода танка составлял 340 километров.
Выводы и значение танка ИС-3
Хотя танку ИС-3 не довелось принять участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, он стал последним советским тяжелым танком прорыва и определил лицо отечественного послевоенного танкостроения на многие десятилетия вперед. ИС-3 имел улучшенную защиту и представлял собой совершенствование предыдущих моделей танков. Его конструктивные особенности и характеристики сделали его мощным и надежным танком, который заслужил признание и использование в вооруженных силах Советского Союза.
Что нам скажет Википедия?
Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цехи в мае 1945 года. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской армии.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту.
В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту.