Узнайте, что произошло с Маусом - сверхтяжелым танком, разработанным в Третьем рейхе под руководством Фердинанда Порше. История создания, испытания и судьба этого уникального танка.
История создания
Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus - «Мышь», иное название - Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) - сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188,9 тонны). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях не участвовал. На сегодняшний день в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров, в Техническом центре в парке «Патриот».
В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над "танком прорыва" с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма "Крупп", "Даймлер-Бенц" отвечала за двигательную установку, а "Сименс" - за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы "Алкетт". Проект "тип 205", разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка "Маус".
23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком.
Второй прототип был заложен в марте 1944 года и к середине года был оснащен башней и силовой установкой. В течение 1944 года еще четыре корпуса были заказаны к производству. В июле того же года производство всех прототипов было остановлено, а готовые танки были отправлены на металлолом. Испытания второго прототипа продолжались, он модернизировался и развивался в течение 1944 года. Второй прототип был оборудован дизельным двигателем "Даймлер-Бенц" МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Непутёвый защитник немецкого Генштаба
Работы по теме сверхтяжёлых танков и самоходных установок на их базе в Германии были официально свёрнуты во второй половине июля 1944 года. На практике же не был даже выполнен приказ 6-го отдела Департамента вооружений о сдаче резерва корпусов и башен в металлолом, отданный 27 июля. Концерн Krupp спрятал имевшийся задел на складах, где их позже и обнаружили англичане с американцами.
19 августа года руководство Krupp проинформировало Порше о том, что Служба вооружений дала указание прекратить работы по проекту Typ 205. Специалисты, собиравшие второй прототип, покинули Бёблинген. Однако это не означало, что испытания Pz.Kpfw. Maus закончились. Осенью второй опытный образец танка, носивший обозначение Typ 205/II, получил новый двигатель. Вместо бензинового Daimler-Benz MB.509 машина получила дизельный MB.517. Впервые этот мотор предполагалось поставить на танк ещё осенью 1942 года. На сей же раз двигатель был доступен уже в варианте с турбонаддувом, благодаря чему его мощность выросла до 1200 лошадиных сил. Когда именно MB.517 был установлен в танк, неизвестно, но в переписке, датируемой 1 декабря 1944 года, говорится о том, что двигатель установлен в Typ 205/II, и его испытания ещё не проводились.
К слову, Порше умудрился провести установку мотора в обход СС, которая курировала его разработку. Когда эсэсовцы спохватились, выяснилось, что один из двух моторов, каждый из которых обошёлся немцам в 125 000 рейхсмарок, уже стоит в сверхтяжёлом танке.
Единственным действенным способом прекратить работы по доводке сверхтяжёлого танка стало изъятие у Порше "любимой игрушки". В конце декабря 1944 года оба образца Pz.Kpfw. Maus были перевезены из Бёблингена на склад в районе железнодорожной станции Рухлебен на западной окраине Берлина. Там они пробыли как минимум до конца января 1945 года, после чего были взорваны.
Современность
Однако каким-то значимым повреждениям подвергся только один танк. Воспроизведенный по восстановленным чертежам другой экземпляр находится и по сей день в Техническом центре в парке "Патриот". Этот танк был собран из частей обоих экземпляров и представляет собой уникальный экспонат истории танкостроения.
Сверхтяжёлый танк Maus оставил заметный след в истории танкостроения. Это был самый тяжёлый в мире танк, разработанный в качестве штурмовой машины, практически неуязвимой для вражеского огня. Во многом судьба этого танка оказалась схожей с судьбой другого гиганта - французского FCM 2C, который до сих пор носит звание самого большого (по габаритам) в мире танка. Как и французские сверхтяжёлые машины, немецкая так никогда и не вступила в бой: в обоих случаях танки подрывал их собственный экипаж.
Создание и испытания танка Маус являются одними из самых интересных и известных моментов в истории развития танковой техники. Хотя он так и не вступил в бой, его уникальные характеристики и внешний вид оставили неизгладимый след в истории танкостроения.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus - «Мышь», иное название - Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) - сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188,9 тонны). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях не участвовал. На сегодняшний день в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров, в Техническом центре в парке «Патриот».
23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком.
Второй прототип был заложен в марте 1944 года и к середине года был оснащен башней и силовой установкой. В течение 1944 года еще четыре корпуса были заказаны к производству. В июле того же года производство всех прототипов было остановлено, а готовые танки были отправлены на металлолом. Испытания второго прототипа продолжались, он модернизировался и развивался в течение 1944 года. Второй прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц.
Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. Долгое время экспонат находился в Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, но с 2017 года танк находится в экспозиции ПАРКА ПАТРИОТ в Техническом Центре.