Узнайте о внешнем виде и характеристиках боевых молотов в разные периоды истории. От древних молотов до длиннодревковых молотов, исследуйте разнообразные разновидности этого дробящего оружия. Читайте статью на сайте "История и мир".
Cодержание
Боевой молот – древнейшее древковое дробящее оружие, функционально аналогичное булаве. В позднее Средневековье существовали разновидности, имеющие на боевой части в различных сочетаниях молоток, клюв, топорик и предназначавшиеся для нанесения дробящих, рубящих и колющих ударов.
Древние молоты
Молот применялся в неолите, бронзовом веке, Средневековье. Это могло быть и орудие двойного назначения (инструмент и оружие). Первоначально он имел каменное навершие или был деревянным. Часто молот служил обухом боевого или церемониального каменного топора. В Средние века иногда использовались обычные железные кузнечные молоты на длинной рукоятке, которыми, подобно булаве, наносились оглушающие, проламывающие или деформирующие доспехи удары. Самый известный боевой молот, носящий имя собственное – Мьёлльнир, мифический молот Тора, ставший религиозным символом, амулетом и геральдической эмблемой. Но до XI в. молотом продолжали пользоваться в основном немцы.
Позднее Средневековье
Более широкое применение молотов, особенно у всадников, началось в XIII в., с распространением доспехов. В позднее Средневековье (XIV—XVI вв.), с введением нового средства защиты – лат, против которых мечи, топоры, булавы и другое оружие ближнего боя оказывалось малоэффективным, стали широко использоваться разнообразные варианты боевых молотов. Это древковое оружие, набалдашник которого представлял собой собственно молот или имел с одной стороны молоток, а с другой – клюв, то есть разной длины и толщины гранёный шип или массивное лезвие, прямое или слегка изогнутое. Название молот исходит от одного из элементов боевой головки и сохраняется, даже если собственно молотка на ней может и не быть. Из-за своего вида, молоты с клювами имеют и другие названия: вороний клюв – в Испании, Франции (старофр. bec de corbin), клюв сокола – в Италии, Франции (старофр. bec de faucon), клюв попугая или попугай – в Германии, Польше. Часто еще имелось острие, направленное вверх, и дополнительные короткие шипы, прямо на ударной поверхности молотка или направленные вбок. Клюв был способен разорвать кольчугу или пробить пластину доспеха. Молотком можно оглушить противника и деформировать доспех. Клювы также могли применяться для захвата противника, в первую очередь, для стаскивания с коня всадника. Но для этого были еще лучше пригодны длиннодревковые молоты.
Длиннодревковые молоты
Длиннодревковые молоты завоевали широкую популярность в Средневековье. Одной из разновидностей боевого молота был люцернский молот, возникший в Швейцарии в конце XIV века и использовавшийся европейской пехотой до XVII века. Люцернский молот представлял собой длинное окованное древко с пикой длиной до 0,5 м и молотом в ее основании. Молот был двухсторонним – одна сторона в виде клюва для выполнения зацепов, вторая в виде зубчатого молотка для оглушения противника. В некоторых вариантах молота зубцы ковались достаточно острыми. Люцернский молот относился к ударно-пробивающему оружию и использовался для пробивания брони и оглушения противника. Его высокая эффективность обеспечила долгую службу до тех пор, пока от алебард и других аналогичных оружий не стали отказываться.
Аналогичным люцернскому молоту оружием был французский бек де корбин, который отличался разве что длиной древка.
Литература
- Oakeshott, Ewart (1980). European Weapons and Armour. Guildford and London: Lutterworth Press. p. 51. ISBN 0-7188-2126-2
Ссылки
- Мечом можно разрубить пику. [URL]
Взгляните на этот великолепный образец оружия XVI века. Это цвайхендер (двуручник) — длинный меч, которым пользовались ландскнехты, немецкие наемники. Тех, кто был вооружен им, называли доппельсолднерами, или "двойными солдатами", то есть воинами с удвоенным жалованием.
Вообще, двуручные мечи были у всех европейцев: клейморы у шотландцев, эспадоны у швейцарцев и французов, грейтсворды у англичан и так далее. Но цвайхендер — наиболее впечатляющий из них. У него широкая гарда, чтобы отражать атаки и защищать руку фехтовальщика, и изогнутая контргарда для парирования ударов.
По интернету бродит весьма популярный миф о том, для чего применялась такая махина. Якобы ландскнехты бились строем, собираясь в так называемую баталию и выставляя перед собой длинные острые пики. Если в жестокой схватке сходились два вражеских строя, в бой вступали доппельсолднеры.
Специально натренированные храбрецы шли впереди своих товарищей, на ходу расталкивая и перерубая цвайхендерами пики врагов. Это позволяло прорвать вражеский строй, смешать порядки и перебить всех. Владельцы цвайхендеров, именуемые мастерами длинного меча, рисковали больше всех, оттого и пользовались особым уважением.
Звучит круто, но это неправда. Перерубить пику и топором с размаху – то не всегда получится, а уж мечом, да в тесном строевом бою, и подавно. Это пробовали сделать реконструкторы и фехтовальщики. И у них ничего не вышло.
А миф появился из-за книги "Оружие" русского историка XIX века Павла фон Винклера. Он явно представлял себе бои на двуручниках немного неправильно.
Кстати, говорить о том, что цвайхендер может поднять только настоящий богатырь, неверно: в среднем эти махины весили всего лишь 2-3,5 килограмма. Вес отдельных экземпляров достигал максимум 6,6 килограмма – таким якобы владел легендарный фризский герой Пьер Герлофс Дониа. Вот только подобное оружие в бою никогда не применялось, потому что было крайне неудобным и служило только для парадов и церемоний.
Долгое время рыцари были практически непобедимыми воинами. Представьте: вы стоите и сжимаете вспотевшими ладонями оружие, а на вас скачет огромная лошадь, причём в доспехах. На ней восседает здоровяк в броне и с копьём, которого с детства учили убивать. Вряд ли у простого городского ополченца или крестьянина вышло бы ему что-то противопоставить.
Неудивительно, что вплоть до XV века тяжёлая кавалерия являлась главенствующей силой на поле боя.
История доспеха не знала некоей "магистральной линии" развития; в ней было множество изолированных либо сообщающихся друг с другом направлений, а также свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в военном деле, обесценивающими защитное снаряжение предыдущего поколения, после чего его развитие часто начинается практически с нуля. Так, в Римской империи стандартным доспехом пехоты был крупнопластинчатый (латный) панцирь; однако уже для Вегеция (IV—V века н.э.) он стал "древним оружием", секрет изготовления которого был утерян, а в Тёмные века основным защитным снаряжением окончательно стала технологически весьма простая (хотя и трудоёмкая в изготовлении) кольчуга; лишь в XIV веке уровень массового производства позволил вернуться к пластинчатой броне, хотя уже и в совершенно иных формах. Точно так же в Японии периода Кофун были распространены жёсткие кирасы, связанные шнурами или склёпанные из широких горизонтальных полос металла, которые впоследствии по причине неприспособленности к проникшему в Японию верховому бою были вытеснены заимствованными с континента ламеллярными доспехами; они же, в свою очередь, пройдя через длительный эволюционный процесс, превратились сначала в ламинарные доспехи, а затем и в цельные кирасы стиля "гусоку", которые, впрочем, отличались от кирас периода Кофун не меньше, чем рыцарский доспех от римской "лорики сегментаты". Наконец, уже в наши дни защитное снаряжение воина, хорошо забытое ещё в XIX веке, возрождается, но уже в совершенно ином, высокотехнологичном воплощении.
Если средневековая Европа, начав со сравнительно лёгкого комплекта кольчужных доспехов, последовательно развивала его в направлении улучшения защитных свойств, что положило начало "соревнованию" между защитным и наступательным вооружением, закончившемуся лишь после массового распространения огнестрельного оружия, то за пределами Европы доспешники обычно воевали более сдержанно, так как не сталкивались с наступательными боевыми системами аналогичного уровня развития. Они, таким образом, представляли собой дескриптивное средство для определения преимуществ одной или иной боевой системы перед другой, а не боевое оружие, предназначенное для реального применения. Отсюда следует, что главными образцами доспешной брони стали картины и иллюстрации, подчас имеющие скорее художественное, чем историческое или антикварное значение.
См. также
Что нам скажет Википедия?
История доспеха не знала некоей «магистральной линии» развития; в ней было множество изолированных либо сообщающихся друг с другом направлений, а также свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в военном деле, обесценивающими защитное снаряжение предыдущего поколения, после чего его развитие часто начинается практически с нуля. Так, в Римской империи стандартным доспехом пехоты был крупнопластинчатый (латный) панцирь; однако уже для Вегеция (IV—V века н. э.) он стал «древним оружием», секрет изготовления которого был утерян, а в Тёмные века основным защитным снаряжением окончательно стала технологически весьма простая (хотя и трудоёмкая в изготовлении) кольчуга; лишь в XIV веке уровень массового производства позволил вернуться к пластинчатой броне, хотя уже и в совершенно иных формах. Точно так же в Японии периода Кофун были распространены жёсткие кирасы, связанные шнурами или склёпанные из широких горизонтальных полос металла, которые впоследствии по причине неприспособленности к проникшему в Японию верховому бою были вытеснены заимствованными с континента ламеллярными доспехами; они же, в свою очередь, пройдя через длительный эволюционный процесс, превратились сначала в ламинарные доспехи, а затем и в цельные кирасы стиля «гусоку», которые, впрочем, отличались от кирас периода Кофун не меньше, чем рыцарский доспех от римской «лорики сегментаты». Наконец, уже в наши дни защитное снаряжение воина, хорошо забытое ещё в XIX веке, возрождается, но уже в совершенно ином, высокотехнологичном воплощении.
Если средневековая Европа, начав со сравнительно лёгкого комплекта кольчужных доспехов, последовательно развивала его в направлении улучшения защитных свойств, что положило начало «соревнованию» между защитным и наступательным вооружением, закончившемуся лишь после массового распространения огнестрельного оружия, то за пределами Европы доспешники обычно воевали более сдержанно, так как не сталкивались с наступательными боевыми системами аналогичного уровня развития. Они, таким образом, представляли собой дескриптивное средство для определения преимуществ одной или иной боевой системы перед другой, а не боевое оружие, предназначенное для реального применения. Отсюда следует, что главными образцами доспешной брони стали картины и иллюстрации, подчас имеющие скорее художественное, чем историческое или антикварное значение.