Узнайте, как назывался первый советский бомбардировщик и как его появление изменило авиацию в СССР. История и мир представляют вам информацию о самолете Ту-4, копии американского В-29, его роли и характеристиках, а также истории его создания.
С первых дней своего появления авиация использовалась для бомбардировки наземных объектов. Однако, в СССР до конца Второй мировой войны не существовало стратегической авиации, способной осуществлять дальние бомбардировки. Ситуация изменилась с появлением первого советского бомбардировщика Ту-4.
Ту-4: Копия американского В-29
Самолет Ту-4, также известный как Бык (по кодификации НАТО), был поршневым стратегическим бомбардировщиком, находившимся на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов. Особенностью Ту-4 было то, что он был копией американского бомбардировщика В-29, который был воспроизведен методом обратной разработки.
Ту-4 был строго скопирован с американского образца, включая конструкцию, оборудование и интерьер гермокабин. Единственными отличиями были пушечное вооружение, винтомоторная группа силовой установки и радиостанция. Советские двигатели на Ту-4 имели мощность 2400 л. с., в сравнении с 2200 л. с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение также было усовершенствовано, с 10 скорострельными пушками калибра 23 мм вместо 12 пулеметов калибра 12,7 мм у В-29. Это значительно повысило обороноспособность советского бомбардировщика.
Роль и характеристики Ту-4
Самолет Ту-4 относился к классу дальних бомбардировщиков, но его дальность полета в 5100 км не позволяла считать его межконтинентальным. Вплоть до середины 1950-х годов, когда в СССР еще не были развернуты эскадрильи нового поколения тяжелых стратегических бомбардировщиков, основную ударную мощь составляли Ту-4. Они были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе и могли нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе.
Освоение серийного производства самолетов Ту-4 позволило советскому тяжелому самолетостроению перейти на новый, более высокотехнологичный уровень. На Ту-4 была установлена первая в СССР и в мире система дистанционного управления, разработанная Всесоюзным заводом № 118.
История создания
К концу Второй мировой войны в СССР практически не было стратегической авиации. Несмотря на эффективность авиации дальнего действия, авиационная промышленность СССР была ориентирована на нужды фронтовой авиации. В результате, потери советской авиации дальнего действия восполнялись средними бомбардировщиками Ил-4 и устаревшими тяжелыми самолетами ТБ-3.
Ситуация изменилась с появлением самолета Ту-4. В 1945 году ОКБ Туполева получило задание скопировать американский бомбардировщик В-29 с максимальной точностью. При создании Ту-4 использовался метод обратной разработки, и даже дюймы измерений были переведены в миллиметры. В результате, в 1949 году Ту-4 был введен на вооружение ДА ВВС СССР.
Самолет Ту-4 стал последним серийным тяжелым бомбардировщиком с поршневыми двигателями в СССР. Он сыграл важную роль в развитии советского тяжелого самолетостроения.
Что нам скажет Википедия?
Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведённой методом обратной разработки.
В 1945 году ОКБ Туполева получило задание остановить все собственные разработки дальних бомбардировщиков и в максимально короткие сроки скопировать B-29 насколько можно точно. Доходило до того, что в качестве базовой единицы измерения при проектировании использовались дюймы, которые затем переводились в миллиметры. С этим, правда, была связана проблема, повлёкшая некоторое ухудшение лётных характеристик и снижение надёжности конструкции.