Яга е100 (Jagdpanzer E 100) - это частично вымышленный проект немецкой противотанковой самоходной артиллерии времен Второй Мировой Войны. Официальное название проекта было "Sturmgeschütz E-100". Узнайте больше об этом проекте и его особенностях на История и мир.
Cодержание
Яга е100 (Jagdpanzer E 100) — частично вымышленный проект немецкой противотанковой самоходной артиллерии времен Второй Мировой Войны. Официальное название проекта было "Sturmgeschütz E-100". Он представлял собой мощное 150-мм орудие, размещенное в закрытой тяжелобронированной рубке, установленной на базе тяжелого танка E 100.
Конструкция
Проект тяжелой самоходной артиллерии предполагал установку на базу танка Е 100. Существовали некоторые варианты с передним расположением рубки, однако такое решение было нецелесообразно из-за перевеса конструкции и падения танка. Jagdpanzer E 100 сочетал в себе ходовую часть Е 100, рубку в виде измененной башни Е 100 и тяжелое противотанковое орудие 12,8 cm PaK 40. На крыше рубки планировалась установка командирской башенки-зенитки с 20-мм пушкой Flak 38. Также на крыше мог быть расположен кран для загрузки снарядов в рубку.
История
Разработка Jagdpanzer E 100 могла начаться в период с мая 1944 года по апрель 1945 года на предприятии Крупп на базе тяжелого танка Е 100. Необходимость такого танка возникла в связи с наступлением Советской Армии на Германию в 1944 году, и требовался танк, который можно было бы запустить в серию, вывести на фронт и замедлить прогресс наступления Советской Армии. Однако по ряду причин данный проект так и не был реализован:
- Большая масса: платформы и мосты не выдержали бы такой массы, которая составляла около 140 тонн.
- Неосуществимость: само шасси E-100 так и не было полностью собрано.
- Дороговизна: производство такого гиганта было бы экономически нецелесообразным для Германии в поздний период войны.
- Огромный вес: внушительные габариты и вес танка не позволяли ему передвигаться по пересеченной местности и мостам.
Хотя идеи создания штурмовой самоходной артиллерии на базе E 100 имелись у немецких конструкторов, но ни E-100, ни Jagdpanzer E 100 не существовали в металле. Единственный недостроенный прототип был захвачен британской армией и позднее разобран.
См. также
Вес и другие характеристики
Из-за незавершенности проекта, точный вес Jagdpanzer E 100 неизвестен. Однако, предполагается, что он должен был иметь массу около 140 тонн. Большая масса и габариты танка делали его неподходящим для передвижения по пересеченной местности и мостам.
Боевая эффективность Jagdpanzer E 100 была бы сопоставима с тяжелым танком E 100. Он позволял использовать его как в наступлении, так и в обороне. Однако, его низкая подвижность и долгая перезарядка орудия требовали осторожного использования и тактического планирования. В составе группы союзников Jagdpanzer E 100 мог быть очень эффективным инструментом для разрушения вражеской обороны.
Источники
- https://warspot.ru/4351-sverhtyazhyolye-bumazhnye-istrebiteli-tankov
- https://ru.wikipedia.org/wiki/E-серия
Что нам скажет Википедия?
Е-100 (Panzerkampfwagen E-100, Gerät 383, TG-01) — немецкий сверхтяжёлый танк, разработанный компанией Adler в рамках программы Entwicklung (развитие, разработка) в 1943—1945 гг. Всего был построен один незаконченный прототип (шасси и корпус без башни). В последствии захвачен и разобран Великобританией.
Производство прототипа Е-100 началось на предприятии "Адлерверке" во Франкфурте-на-Майне, но позднее постройкой танка занялось предприятие "Хеншель", и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Но в 1944 году был издан приказ о приостановлении производства сверхтяжёлых танков, включая "Маус" и Е-100. Башню от Круппа Е-100 так и не получил, а сам недостроенный прототип отвезли на хранение для дальнейшего возможного возобновления производства на полигон Хаустенбек около города Падерборн. Весной 1945 года шасси было захвачено британскими военными, а в дальнейшем было отправлено в Англию, где местные инженеры смогли собрать шасси и привести его в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни и некоторых других элементов конструкции обладает очень низкой проходимостью и максимальной скоростью, которая не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время недостроенный прототип был отправлен на переплавку, из-за чего он не сохранился до наших дней.
E-100 должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. Согласно требованиям масса танка должна была составлять от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120—150 мм, но конструкторы "Хеншеля" планировали массу танка в 100—120 тонн и в качестве основного вооружения планировалась 150-мм пушка. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 128-мм орудие с курсовой 75-мм пушкой, уже разработанную концерном "Krupp" для танка "Maus".
E-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине — боевое отделение, сзади — моторно-трансмиссионное. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него разработали два варианта гусениц: транспортировочные — шириной 500 мм, и боевые — шириной 1000 мм.