Узнайте, где был потоплен крейсер Варяг и какие последствия это повлекло. История и мир представляют подробности о бою у Чемульпо и героическом поступке русских моряков.
Cодержание
История
Крейсер Варяг (с 1905 по 1916 год — "Соя") был бронепалубным крейсером 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 годах. Корабль был заложен в 1898 году на верфях William Cramp and Sons в Филадельфии и спущен на воду 31 октября 1899 года. В 1900 году он был передан Военно-Морскому Флоту Российской империи и вступил в строй в 1901 году.
После вступления в состав флота России, Варяг базировался в Порт-Артуре. Однако, из-за слабой ремонтной базы и неудачной конструкции котлов, а также допущенных дефектов при строительстве, крейсер не мог развить скорость свыше 14 узлов, что уменьшало его боевые возможности.
Бой у Чемульпо
В начале 1904 года, крейсер Варяг и канонерская лодка Кореец находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства. В этот период в порту также находились корабли других стран, включая Англию, Францию, США и Италию.
8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу блокировала Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства со стороны Варяга. В ответ на ультиматум японского командира, командир Варяга Всеволод Фёдорович Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабль. В полдень 9 февраля 1904 года Варяг и Кореец вышли из Чемульпо и столкнулись с японской эскадрой, занимавшей позицию за островом Пхамильдо.
Бой продолжался около часа. За это время Варяг смог нанести серьезные повреждения нескольким японским кораблям, но и сам получил тяжелые повреждения. В конечном итоге, русские суда вернулись в порт Чемульпо, где получили ультиматум японской эскадры. Отвергнув предложение о сдаче в плен, командир Варяга принял решение затопить корабль, а Кореец был взорван. Это героическое действие стало символом мужества и отваги русских моряков.
Последствия
После боя в бухте Чемульпо, Варяг лежал на дне Желтого моря более года. Затем в 1905 году его подняли, отремонтировали и включили в состав Императорского флота Японии под именем Соя. В течение более 10 лет он служил учебным судном для японских моряков, сохраняя надпись "Варяг" на корме в знак уважения к его героическому прошлому.
Впоследствии, в 1916 году, Россия приобрела Варяг у Японии и вернула его в родные порты. Этот корабль остается одним из наиболее известных символов русско-японской войны и героизма русских моряков.