В 1943 году партизанская борьба вошла в историю массированными ударами по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск. Операция "Рельсовая война" во время Великой Отечественной войны подорвала около 150 тысяч рельсов и снизила пропускную способность железных дорог на 35-40%. Узнайте, как эта операция повлияла на ход войны.
В 1943 году партизанская борьба вошла в историю массированными ударами по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск. В рамках этой борьбы были проведены две крупные операции - "Рельсовая война" и "Концерт". Операция "Концерт" была проведена советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 года и имела целью уничтожение железнодорожных путей противника.
География операции
В операции участвовало 193 партизанских формирования, включая Белоруссию, Прибалтику, Карелию, Крым, Ленинградскую и Калининскую области. Операция охватила протяженность около 900 километров по фронту (исключая Карелию и Крым) и более 400 километров в глубину. Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения.
Цель операции
Основной целью операции было вывод из строя больших участков железнодорожных путей противника с целью срыва воинских перевозок. Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи и системы водоснабжения.
См. также
Подготовка операции
Перед началом операции партизанам удалось перебросить только около половины запланированного количества грузов из-за резкого ухудшения метеоусловий. Поэтому начало массовых диверсий было перенесено на 25 сентября. Каждому партизанскому формированию была передана конкретная боевая задача, и было налажено массовое обучение партизанам подрывным работам.
Ход операции
Часть партизанских отрядов уже вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября начали наносить удары по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге, но партизаны продолжали выводить из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки.
Результаты операции
В ходе операции было подорвано около 150 тысяч рельсов из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории. Белорусские партизаны взорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поезд, 72 железнодорожных моста и разгромили 58 гарнизонов. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск. Операция оказала большую помощь Красной Армии, которая освобождала Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину. Отмечается, что операция Рельсовая война была продолжением операции Концерт.
Операция Рельсовая война имела значительное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушали тыл противника, изматывали его и наносили огромный урон в живой силе и технике. Множество воинских эшелонов не доходило до фронта из-за действий партизан. Перевозки противника сократились на 40 процентов, и некоторые железные дороги были задержаны на несколько суток.
Таким образом, операция Рельсовая война оказала серьезное влияние на ход Великой Отечественной войны, причинив значительный ущерб немецко-фашистским войскам и облегчивая наступление советских войск.
См. также
Что нам скажет Википедия?
В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, уничтожено значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилёв — Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.