Статья "Кем работали дети на войне?" рассказывает о том, как дети во время Великой Отечественной войны присоединялись к труду и боевым действиям. Узнайте, какие работы выполняли дети на предприятиях и как активно они участвовали в войне.
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война и в этом году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрлась с людской памяти. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и молодым, и солдатам, воевавшим на фронте, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…
Дети у станков
На войне детей не бывает, гласит известная поговорка. Ребята взрослели не потому, что хотели – того требовала жизнь. На фронт уходили отцы, братья, мужья и сыновья, а вместо них помощниками становились мальчики и девочки. У большинства не было возможности ходить в школу – стоящий на заводе мальчишка, не окончивший и семи классов, не редкость в Кузбассе.
Во время войны в регион эвакуировали 82 предприятия – военные, угольные, химической промышленности, металлургии. На некоторых из них во всю использовали детский труд.
Вот на таких токарных станках работали ребята с 12 лет. Они уже не считались инфантильными, маленькими, как сейчас в таком же возрасте. Надо было много работать, никто даже вопросов не задавал. Если ты был мал ростом, приходилось приспосабливаться – вставали на ящики, куда производили укладку созданных деталей. Потом их отправляли на фронт.
А вопросов не задавали потому, что работа на предприятии была единственной возможностью прокормить семью. Или ты идёшь в школу и получаешь худо-бедно образование, или пашешь на заводе и получаешь продуктовую карточку. Родители соглашались на такой шаг, лишь бы младшим детям, бабушкам и дедушкам было что кушать. Те, кто помладше, отправлялись в поля, в сельское хозяйство, в госпитали. Там они помогали подписывать посылки, письма, устраивали концерты, чтобы радовать раненых. Дети становились в один ряд с женщинами, которым тоже приходилось осваивать тяжёлое оборудование, и ветеранами труда. На Кемеровском коксохимическом заводе дети были в основном подсобниками. Их допускали только до тех работ, где не требовался квалифицированный труд, и он не касался опасности. На шахты мальчиков вообще не отправляли – слишком специфичная и опасная работа даже для крепких подростков.
Сыновья полка
Во время войны дети не только работали, но и активно участвовали в боевых действиях. В РККА были "сыны полков" — обычно сироты, подобранные солдатами на дорогах войны. Кроме того, советские подростки воевали в партизанских отрядах, участвовали в подпольных организациях на оккупированных территориях. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены оккупантами.
См. также
Что ели, как отдыхали и учились во время войны
Военное время отразилось и на учебном материале. На уроках русского языка к классическим темам сочинений добавились такие как "Чем я помог фронту". На диктантах учителя читали газетные заметки о подвигах армии, пионеров и комсомольцев.
Школы работали, несмотря на войну. Занятия проходили в три смены: с 7:30 утра до 23 часов. В классах иногда было по 30–40 человек, за одной партой сидели трое-четверо учеников.
Дети-солдаты — несовершеннолетние, активно участвующие в боевых действиях в войнах и вооружённых конфликтах. В России во время Великой Отечественной войны были "сыны полков" — обычно сироты, подобранные солдатами на дорогах войны. Кроме того, советские подростки воевали в партизанских отрядах, участвовали в подпольных организациях на оккупированных территориях. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями.
Что нам скажет Википедия?
Дети-солдаты — несовершеннолетние, активно участвующие в боевых действиях в войнах и вооружённых конфликтах. По оценкам на 2007 год, 300 000 детей использовались в качестве солдат в около 30 конфликтных регионах по всему миру.
В России ещё в XVIII веке, в каждой воинской части был один, по меньшей мере, юный барабанщик, а на каждом корабле — несовершеннолетний гардемарин. В XIX веке была распространена практика набора детей в кантонисты.
В РККА во время Великой Отечественной войны были «сыны полков» — обычно сироты, подобранные солдатами на дорогах войны. Кроме того, советские подростки воевали в партизанских отрядах, участвовали в подпольных организациях на оккупированных территориях. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями [источник не указан 1468 дней]. Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены оккупантами. Памятник детям — участникам обороны Ленинграда — установлен на проспекте Непокорённых неподалёку от Пискарёвского мемориального кладбища.
Хотя международные организации призывают правительства рассматривать детей-солдат как жертв, а не пособников боевиков, многие из тех, кто задерживается правительственными войсками и полицией, часто проводят не один год в предварительном заключении. В программы по реабилитации попадает всего несколько тысяч в год, что составляет ничтожно малую их часть.
Реинтеграция детей-солдат в общество после окончания вооружённого конфликта является сложной задачей. За разоружением боевиков следует этап поиска семей детей-солдат и их воссоединения. Также предпринимаются усилия по восстановлению духовной связи детей с их общинами. Эта задача включает снятие чувства отчуждения, вины и злости, которое дети могут испытывать по отношению к своим семьям, обвиняя родителей в том, что они не смогли их защитить. Программы реинтеграции должны также учитывать проблемы, связанные с готовностью самих общин принять возвращающихся детей в тех случаях, когда дети совершили в своих общинах массовые злодеяния. В докладе ООН указывается, что дети, которых принудили к совершению зверских преступлений, не должны нести ответственность в той же мере, что и взрослые.
В соответствии с пунктом 2 (а) (XXVI) статьи 8 Римского статута Международного уголовного суда набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях являются военным преступлением.
Хотя международные организации призывают правительства рассматривать детей-солдат как жертв, а не пособников боевиков, многие из тех, кто задерживается правительственными войсками и полицией, часто проводят не один год в предварительном заключении. В программы по реабилитации попадает всего несколько тысяч в год, что составляет ничтожно малую их часть.
Реинтеграция детей-солдат в общество после окончания вооружённого конфликта является сложной задачей. За разоружением боевиков следует этап поиска семей детей-солдат и их воссоединения. Также предпринимаются усилия по восстановлению духовной связи детей с их общинами. Эта задача включает снятие чувства отчуждения, вины и злости, которое дети могут испытывать по отношению к своим семьям, обвиняя родителей в том, что они не смогли их защитить. Программы реинтеграции должны также учитывать проблемы, связанные с готовностью самих общин принять возвращающихся детей в тех случаях, когда дети совершили в своих общинах массовые злодеяния. В докладе ООН указывается, что дети, которых принудили к совершению зверских преступлений, не должны нести ответственность в той же мере, что и взрослые.
В Мьянме созданную в 1997 г. каренскую вооружённую группировку под названием «Армия Бога» возглавили девятилетние братья-близнецы Джонни и Лютер Хту.
Дети в качестве бойцов используют и различные военизированные исламистские организации, в частности — «Исламское государство».