Порт-Артур, исторический город в Китае, представляет собой удивительное место, связанное с эпохой империи Мин и русско-японской войной. Узнайте о его происхождении, важности и культурном наследии, которое он хранит до сегодняшнего дня.
Предыстория
Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266—420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津). В период Тан (唐朝, 618—907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271—1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口, букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающем к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所). Тогда же появилось название «Люйшунь» — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли — кит. упр. 旅途顺利), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)
Английское название и история
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны.
В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведённые в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).
В ноябре 1897 года на заседании российского кабинета обсуждалась записка графа Муравьёва (министра иностранных дел) с предложением занять Порт-Артур или рядом находящийся Да-лянь-ван — пользуясь в качестве удобного предлога тем, что немцы незадолго до того заняли китайский порт Циндао. После крупных взяток тамошним сановникам (500 000 руб. Ли Хунчжану и 250 000 руб. Чан Инхуану) соглашение (Русско-китайская конвенция) было подписано 15 (27) марта 1898 года в Пекине. Порт вместе с прилегающим Квантунским полуостровом был передан России в аренду на 25 лет.
В Петербурге намеревались превратить Порт-Артур во вторую, наряду с Владивостоком, военно-морскую базу Тихоокеанского флота России. Строительство крепости было начато в 1901 году по проекту военного инженера К. Величко.
Осада Порт-Артура
В январе 1904 года началась русско-японская война, и Порт-Артур стал объектом осады. В начале осады русский гарнизон и эскадра оказались в неблагоприятном положении. Однако, вице-адмирал С. О. Макаров и его команда предприняли решительные меры по усилению обороны базы и повышению боевой активности эскадры. Несмотря на их усилия, Порт-Артур был осажден японскими войсками.
Во время осады Порт-Артура широко применялись такие новые виды оружия, как 11-дюймовые (280-миллиметровые) мортиры, скорострельные гаубицы, пулемёты Максима, заграждения из колючей проволоки, ручные гранаты. По одной из версий, крепость Порт-Артур стала местом рождения нового оружия — миномёта.
Однако, несмотря на храбрость и отчаянное сопротивление русских защитников, Порт-Артур был взят японцами в январе 1905 года. Осада Порт-Артура стала самым продолжительным сражением Русско-японской войны.
См. также
Современность
В настоящее время Порт-Артур является районом Люйшунькоу города Далянь в Китайской Народной Республике. Бывший портовый город остается важным историческим и культурным наследием региона.
Что нам скажет Википедия?
Порт-Артур — бывший портовый город (незамерзающий порт, военно-морская база) в Китае на Жёлтом море, был расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова — Квантунском полуострове (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы, ныне район Люйшунькоу города Далянь Китайской Народной Республики.
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны.
В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведённые в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).
В ноябре 1897 года на заседании российского кабинета обсуждалась записка графа Муравьёва (министра иностранных дел) с предложением занять Порт-Артур или рядом находящийся Да-лянь-ван — пользуясь в качестве удобного предлога тем, что немцы незадолго до того заняли китайский порт Циндао. После крупных взяток тамошним сановникам (500 000 руб. Ли Хунчжану и 250 000 руб. Чан Инхуану) соглашение (Русско-китайская конвенция) было подписано 15 (27) марта 1898 года в Пекине. Порт вместе с прилегающим Квантунским полуостровом был передан России в аренду на 25 лет.
В Петербурге намеревались превратить Порт-Артур во вторую, наряду с Владивостоком, военно-морскую базу Тихоокеанского флота России. Строительство крепости было начато в 1901 году по проекту военного инженера К. Величко.
6 декабря 1902 командиром порта Артур назначен Н. Р. Греве, в 1904 его сменил И. К. Григорович.
Статистические данные на начало XX века: 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4297 женщин, 3455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка, типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.
Осада Порт-Артура: во время русско-японской войны город оказался под осадой японских войск. Оборона Порт-Артура длилась с 8 февраля до 2 января 1905 года и стала одной из самых крупных и длительных осад в истории.