Узнайте, сколько США потратили на войну в Ираке, как распределились затраты, и какие долгосрочные и политические последствия она повлекла. Читайте на История и мир.
Cодержание
Соединенные Штаты потратили на войну в Ираке огромную сумму денег. По данным Military Times, общая сумма затрат составляет 1,9 триллиона долларов. Эта цифра включает не только выделенные на кампанию средства, но и расходы на Ирак со стороны Госдепартамента, обеспечение ветеранов войны и другие расходы.
Распределение затрат
На непредвиденные операции в Ираке, включая борьбу с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ), Пентагон получил около 838 миллиардов долларов с 2003 по 2019 годы. Затраты Госдепа составили около 59 миллиардов долларов, а выплаты ветеранам войны в Ираке составили почти 100 миллиардов долларов.
Исследование "Costs of War", проведенное Институтом международных исследований при Брауновском университете, показывает, что затраты США на войну в Ираке превысили 2 трлн долл. От этой суммы 1,7 трлн долларов ушло непосредственно на финансирование военных операций, а 490 млрд долларов были направлены на различные выплаты ветеранам войны.
Долгосрочные последствия
Исследователи также указывают, что затраты на войну в Ираке будут продолжать расти в течение следующих 40 лет из-за так называемых скрытых издержек. Это включает выплаты по процентам по обязательствам правительства США, выпущенным для финансирования военных действий.
Кроме Ирака, США также потратили около 2 трлн долларов на военные действия в Афганистане и Пакистане. Эти затраты включают расходы на снаряды, патроны, авиатопливо, а также выплаты военнослужащим и ветеранам.
См. также
Политические и военные последствия
Война в Ираке началась 20 марта 2003 года, когда американские и британские войска вторглись в страну без объявления войны. Хотя первоначально войска быстро продвигались вглубь страны, действия боевиков "Аль-Кайеды в Ираке" и других группировок привели к продолжительным военным действиям.
В итоге американские войска покинули Ирак только в декабре 2011 года, передав контроль за безопасностью местным военным. За восемь лет в Ираке погибли 4487 военнослужащих армии США, более 30 тыс. были ранены.
Общее число погибших в Ираке и Сирии за последние 20 лет, включая иракских и сирийских гражданских лиц, военных, полицейских, бойцов оппозиции, представителей СМИ и других лиц, оценивается от 550 до 584 тысяч человек.
Политические последствия
Решение США начать войну в Ираке основывалось на разведданных об иракском оружии массового поражения, которые позже оказались ошибочными. Операция также привела к эскалации конфликтов и созданию вакуума, который был заполнен боевиками Исламского государства (ИГ).
Вывод американских войск из Ирака в 2011 году оставил сложные политические и безопасностные проблемы в регионе. Впоследствии США направили войска обратно в Ирак и Сирию для борьбы с ИГИЛ.
Последним примером ослабления влияния США в регионе стало восстановление дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией после многолетней вражды, с посредничеством Китая.
Заключение
Затраты США на войну в Ираке огромны. Общая сумма превышает 1,9 триллиона долларов и ожидается, что она продолжит расти в будущем. Война в Ираке имела серьезные военные, политические и социальные последствия, которые продолжают оказывать влияние на регион и международную политику.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве.
Другим долговременным последствием войны 1991 года и резолюции 687 было введение воздушных зон, в которых запрещались полёты боевой авиации Ирака. Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты соответственно курдов и шиитов, подвергавшихся репрессиям со стороны режима Саддама Хусейна. Патрулирование зон осуществлялось американской и британской авиацией.
На протяжении 1990-х годов процесс ликвидации оружия массового поражения периодически сталкивался с трудностями, связанными с нежеланием иракских властей сотрудничать со Специальной комиссией. Существовали и другие проблемы. В январе 1993 года ВВС США, Великобритании и Франции нанесли два ракетно-бомбовых удара по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов на юге страны, представлявших угрозу для союзной авиации, патрулировавшей неполётную зону. В декабре 1998 года, после отказа Ирака от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лиса пустыни». После её завершения иракская система ПВО начала регулярно обстреливать американо-британские самолёты, патрулировавшие неполётные зоны, что приводило к ответным ударам, нередко сопровождавшимся жертвами среди местного населения. Вооружённые инциденты в иракском небе периодически происходили с декабря 1998 по март 2003 года, их число заметно выросло с середины 2002 года.
Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. Однако в первые месяцы после терактов внимание администрации Джорджа Буша-мл. было сосредоточено на боевых действиях против движения Талибан в Афганистане. К началу 2002 года талибы потерпели военное поражение и были отстранены от власти. С середины года США начали требовать возвращения в Ирак международных инспекторов.
По сообщениям СМИ, премьер-министр Великобритании Тони Блэр ещё в апреле 2002 года согласился на участие своей страны в будущей войне. В течение лета-осени ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса. Под давлением со стороны США и после принятия СБ ООН резолюции 1441 в ноябре 2002 года Саддам Хусейн наконец дал согласие на возвращение международных инспекторов в страну. Комиссия ЮНМОВИК прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала Иракской войны, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства.
Американские обвинения в адрес Ирака в 2002—2003 годах основывались на предположении о наличии у Ирака оружия массового поражения и связей с международными террористическими организациями, включая Аль-Каиду. Впрочем, эти обвинения вызывали сомнения и подвергались критике. Информация разведки, говорившая о противоположном, была игнорирована высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана.
5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения, включая алюминиевые трубки, якобы закупленные для урановых центрифуг. Впоследствии было выяснено, что обнародованные им данные были во многом неточными и не соответствовали действительности.
Администрация Буша противодействовала попыткам руководства Организации по запрещению химического оружия договориться с Багдадом о присоединении к конвенции о химическом разоружении и отправке инспекторов ОЗХО в Ирак для предотвращения военного вторжения. По итогам исследования, проведенного американским центром гражданской ответственности и Фондом за независимость журналистики, было подсчитано, что руководство США сделало 935 заявлений о Ираке, которые не соответствовали действительности. Президент Буш сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и связей Ирака с Аль-Каидой, а бывший госсекретарь Колин Пауэлл выступил с 254 высказываниями.