Узнайте, в чем заключается подвиг крейсера Варяг, его сопротивление и героическая борьба в Русско-японской войне. Этот подвиг стал символом отваги и самоотверженности русских моряков и получил признание как в России, так и за её пределами.
Cодержание
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг» был заложен 10 мая 1899 года в Филадельфии на верфях завода «Вильям Крамп и Ко» в Америке. Уже 31 октября судостроители произвели спуск на воду будущего крейсера. А 2 января 1901 года на «Варяге» был поднят вымпел и он вступил в строй военно-морского флота Российской империи. Командиром был назначен капитан 1 ранга В.Бэр (15 мая 1905 г., командуя броненосцем «Ослябя», он погибнет в Цусимском сражении). Водоизмещение крейсера составляло 6500 т, длина - 127,9 м, скорость хода достигала 17 узлов, мощность - 14 158 л. c. На вооружении «Варяг» имел по 12 орудий 152- и 75-миллиметрового калибра, 10 мелких пушек и 6 торпедных аппаратов.
Экипаж корабля насчитывал 550 матросов, кондукторов, унтер-офицеров и 20 офицеров.
Канонерская лодка «Кореец» вошла в строй в 1888 году. Она имела водоизмещение 1334 т, скорость хода - 13 узлов. Её вооружение: два 203-, одно 152-, четыре 99-, два 47-, четыре 37-миллиметровых орудия и одна десантная 64-миллиметровая пушка. Экипажем «Корейца», состоявшим из 168 матросов и 11 офицеров, командовал капитан 2 ранга Г.Беляев.
Утром 3 мая 1901 года под гром салюта с Купеческой стенки «Варяг» отдал якорь на большом кронштадтском рейде, завершив более чем 5000-мильный путь. Эффектное зрелище представлял новый крейсер. «Варяг» в ту пору был единственным кораблём, построенным по новой судостроительной программе, и интерес к нему был исключительным. Первым поздравил экипаж корабля с благополучным прибытием главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Макаров. Стоянка крейсера в Кронштадте была недолгой. Возрастание военной угрозы для Российской империи, Китая со стороны Японии, обострение международной обстановки заставило царское правительство принять меры к усилению военно-морских сил на Дальнем Востоке. С Балтики и Чёрного моря сюда переводятся новые корабли.
25 февраля 1902 года «Варяг» отдал якорь на внешнем рейде Порт-Артура, салютуя флагу начальника эскадры на броненосце «Петропавловск». С волнением вглядывались офицеры и матросы в очертания незнакомого берега. Рейд окружали суровые скалистые отроги, в глубине бухты возвышался маяк, на сигнальной мачте Золотой Горы развевался русский флаг. Здесь, на далёкой от России базе, предстояло нести службу экипажу. Первого марта 1903 года в командование кораблём вместо В.Бэра вступил капитан 1 ранга Всеволод Руднев. Новому командиру было 47 лет. Перед назначением на «Варяг» он служил старшим помощником командира Порт-Артурского порта.
Военная предыстория
К началу ХХ века все ведущие мировые державы вступили в фазу империализма. Растущие империи стремились взять под свой контроль как можно больше территории и значимых пунктов на карте мира. Китай был ослаблен внутренними и внешними войнами, что привело к возникновению на его территории сфер влияния великих держав, в том числе и России. Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии. С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония обратилась к Великобритании с просьбой о заключении союзного договора, в результате не долгих переговоров такой договор был подписан в 1901 году в Лондоне. Англия стремилась ослабить Россию, так как интересы этих империй сталкивались по всей Азии: от Черного моря и до Тихого океана.
В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднёва и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Г.П. Беляева.
Подвиг крейсера Варяг
В чем заключается подвиг крейсера Варяг? В начале февраля 1904 года крейсер Варяг и канонерская лодка Кореец оказались в нейтральном корейском порту Чемульпо. Японская эскадра блокировала порт, чтобы предотвратить выход Варяга и захватить его. 9 февраля командир Варяга Всеволод Фёдорович Руднев получил от японского контр-адмирала Уриу ультиматум покинуть порт до 12 часов или корабль будет атакован на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.
Бой продолжался в течение часа, в ходе которого Варяг выпустил более тысячи снарядов по японским кораблям. В результате боя был потоплен один миноносец, поврежден крейсер Чиода, а также предположительно около 30 японских моряков погибли. Варяг получил серьезные повреждения и большие людские потери. После боя команда приняла решение затопить корабль, чтобы он не попал в руки врага.
После сражения раненые русские моряки оказались на лечении в Чемульпо, а затем были приняты на иностранные корабли и перевезены в Россию. После Первой мировой войны, в 1916 году, крейсер Варяг (под названием Соя) был выкуплен Россией и включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В 1920 году, во время буксировки на ремонт в Великобританию, корабль попал в шторм и сел на мель у берегов Шотландии, где был конфискован британцами. В 1925 году то, что оставалось от Варяга, было разобрано.
Подвиг крейсера Варяг заключался в его сопротивлении японской эскадре и героической борьбе до последнего снаряда, несмотря на серьезные повреждения и неравное противостояние. Этот подвиг стал символом отваги и самоотверженности русских моряков в Русско-японской войне и получил признание как в России, так и за её пределами.
См. также
Почему США вступили в войну только после нападения Японии на Перл-Харбор?
Что нам скажет Википедия?
В чем заключается подвиг крейсера Варяг? В начале февраля 1904 года крейсер Варяг и канонерская лодка Кореец оказались в нейтральном корейском порту Чемульпо. Японская эскадра блокировала порт, чтобы предотвратить выход Варяга и захватить его. 9 февраля командир Варяга Всеволод Фёдорович Руднев получил от японского контр-адмирала Уриу ультиматум покинуть порт до 12 часов или корабль будет атакован на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.
Бой продолжался в течение часа, в ходе которого Варяг выпустил более тысячи снарядов по японским кораблям. В результате боя был потоплен один миноносец, поврежден крейсер Чиода, а также предположительно около 30 японских моряков погибли. Варяг получил серьезные повреждения и большие людские потери. После боя команда приняла решение затопить корабль, чтобы он не попал в руки врага.
После сражения раненые русские моряки оказались на лечении в Чемульпо, а затем были приняты на иностранные корабли и перевезены в Россию. После Первой мировой войны, в 1916 году, крейсер Варяг (под названием Соя) был выкуплен Россией и включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В 1920 году, во время буксировки на ремонт в Великобританию, корабль попал в шторм и сел на мель у берегов Шотландии, где был конфискован британцами. В 1925 году то, что оставалось от Варяга, было разобрано.
Подвиг крейсера Варяг заключался в его сопротивлении японской эскадре и героической борьбе до последнего снаряда, несмотря на серьезные повреждения и неравное противостояние. Этот подвиг стал символом отваги и самоотверженности русских моряков в Русско-японской войне и получил признание как в России, так и за её пределами.