История танков началась в 1916 году, когда они были впервые применены в бою в ходе Первой мировой войны. Узнайте, кто создал первый в мире танк и как развивалась их конструкция и тактика применения.
Cодержание
История танков началась в 1916 году, когда они были впервые применены в бою в ходе Первой мировой войны[1]. Возможности танков были быстро оценены воюющими сторонами, и с тех пор активно развивались как конструкция танков, так и тактика их применения, взгляды на которые многократно менялись. Со времен окончания Первой мировой войны танки постепенно получили распространение практически во всех государствах, содержащих сколько-нибудь значительные вооруженные силы и, начиная с середины XX века, применялись в подавляющем большинстве вооруженных конфликтов. В настоящее время, танковые войска являются основной ударной силой сухопутных войск практически всех крупных армий.
Предыстория
В Средние века в полевом бою широко применялись вагенбурги, каррочио, таборы и гуляй-город, а при штурме городов и замков — осадные башни, известные еще с античности. В Китае и Корее в полевом бою еще с античности в аналогичных целях использовали боевые колесницы, покрытые «броней» из щитов, и оснащенные станковыми арбалетами. Аналогично, на закате Римской Империи использовались колесницы со скорпионами и баллистами.
И если таборы гуситов были вооружены сами пушками и вели эффективный артиллерийский огонь, то позднее, развитие артиллерии сделало применение таборов и их аналогов — бессмысленным. Так как полевая артиллерия, в отличие от монструозных осадных бомбард, просто по таборам не попадала, легко уничтожала эти малоподвижные деревянные «танки». И только в Америке на «диком западе», продолжала применяться подобная тактика, и только потому что индейцы не имели артиллерии.
Считается, что первый танк придумал Леонардо да Винчи, но он не получил широкого употребления и вскоре был забыт. Это был деревянный «ящик» на колесах с бойницами для стрельбы.
Русским военным теоретиком и практиком Д. А. Милютиным было предсказано использование и появление в вооруженных силах России и мира автомобиля, броневого автомобиля, танков и самоходных артустановок.
Первый русский танк
В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в главное военно-техническое управление Российской империи поступили сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый — «Вездеход» русского изобретателя Александра Александровича Пороховщикова. Второй — Царь-танк.
Первый танк представлял собой 28-тонную гусеничную машину с противопульным бронированием толщиной от 5 до 12 мм, производившуюся в двух вариантах, различавшихся вооружением — пулеметным или пушечным, обозначавшихся, соответственно, как «Самка» (Female) и «Самец» (Male). Карбюраторный двигатель мощностью 105 л.с, взятый от гражданского трактора, обеспечивал танку максимальную скорость всего в 6,4 км/ч.
Однако первый русский танк не дошел до серийного производства во время войны, а его создатель, Александр Пороховщиков, был расстрелян после революции.
См. также
Первый зарубежный танк
Офицер британской армии Эрнест Данлол Суинтон является «отцом» танка, поставленного на серийное производство. Боевая машина Mark I ничем не отличалась от своего русского «собрата», но значительно превосходила его по габаритам и оснащенности — длина танка составляла 8 метров, а огневая мощь состояла из одной пушки и 4 пулеметов.
У машины было несколько существенных недостатков: медлительность (всего 2-3 км/ч), отсутствие вентиляции (бойцам приходилось часто вылезать из танка) и отсутствие связи с внешним миром. Но несмотря на минусы, танки поставили на производственный поток и активно использовали в боевых действиях.
Таким образом, первый в мире танк был создан русским изобретателем Александром Пороховщиковым с его проектом «Вездеход», однако он не дошел до серийного производства. На серийное производство вышел британский танк Mark I, разработанный Эрнестом Суинтоном.
Что нам скажет Википедия?
Считается, что первый танк придумал Леонардо да Винчи, но он не получил широкого употребления и вскоре был забыт. Это был деревянный «ящик» на колесах с бойницами для стрельбы.
Русским военным теоретиком и практиком Д. А. Милютиным было предсказано использование и появление в вооружённых силах России и мира автомобиля, броневого автомобиля, танков и самоходных артустановок.
В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в главное военно-техническое управление Российской империи поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый — «Вездеход» русского изобретателя Александра Александровича Пороховщикова. Второй - Царь-танк.
Первый танк представлял собой 28-тонную гусеничную машину с противопульным бронированием толщиной от 5 до 12 мм, производившуюся в двух вариантах, различавшихся вооружением — пулемётным или пушечным, обозначавшихся, соответственно, как «Самка» (англ. Female) и «Самец» (англ. Male). Карбюраторный двигатель мощностью 105 л.с, взятый от гражданского трактора, обеспечивал танку максимальную скорость всего в 6,4 км/ч.
Проекты боевых машин на гусеничном ходу выдвигались ещё до начала войны в различных странах, но пионером в создании танков стала Великобритания. Ещё с 1914 года многими британскими инженерами и военными выдвигались различные проекты боевых машин, в частности, использовавших тракторное шасси, однако они встречали значительное сопротивление со стороны военного министерства.
Первый прототип новой боевой машины был закончен в январе 1916 года и по результатам проведённых в феврале того же года испытаний, получил высокие оценки ряда военных, в том числе командующего британскими экспедиционными силами во Франции. Уже вскоре, военным министерством был размещён заказ на производство первой партии из 100 танков. Для сохранения секретности, новые машины производились и транспортировались под видом «резервуаров для воды» (англ. tank) и впоследствии это название стало общепринятым, распространившись во многие языки.
За годы Первой мировой войны были выработаны следующие тактические принципы: 1) Тяжелый танк должен прокладывать путь пехоте; дело легкого танка - сражаться в тесном контакте с пехотой; 2) Танки должны вводиться в бой только там, где достаточно прочный грунт гарантирует маневроспособность; жидкая грязь – могильщик танкового наступления) 3) Должны быть обеспечены точная постановка задач для танков и планомерное взаимодействие с пехотой, следующей за машинами на расстоянии нескольких сотен метров или же непосредственно в одном строю; 4) Железнодорожная доставка танков, подход последних на исходный рубеж перед атакой и развертывание танковой группировки должны проходить неприятеля незаметно; 5) Никакой предварительной артподготовки - артиллерийский огонь должен открываться одновременно с атакой пехоты; 6) Обеспечение поддержки продвижения танков от исходного рубежа к первой неприятельской позиции артиллерийским огнем или другими способами; 7. Массовое применение танков в наступлении.