Гераклит, древнегреческий философ, живший в городе Эфес, верил, что огонь и Логос - основные концепции мира. Он также исследовал душу и важность познания. Узнайте больше о его философии на странице История и мир.
Cодержание
Гераклит — недружелюбный и плачущий
Гераклит, древнегреческий философ, живший в городе Эфес в 6-5 веках до н.э., был известен своей непонятной и темной философией. Его сочинение «О природе» до наших дней дошло в виде фрагментов, часто напоминающих оракульные откровения.
Гераклит был мизантропом и не желал, чтобы его мудрость стала достоянием широких масс, поэтому его тексты были сложны для понимания. Он верил, что владеет абсолютной истиной и привержен идее о борьбе противоположностей.
Огонь и логос: основные концепции Гераклита
Гераклит считал огонь основным первоначалом и движущей силой всего сущего. Он верил, что огонь постоянно изменяется и вызывает борьбу противоположностей, что приводит к развитию всего мира по Логосу — закону вселенной. Логос для Гераклита означал закон, по которому все вещи взаимосвязаны и переходят друг в друга.
Душа, которую Гераклит называл «психея», является переходным состоянием огненного начала в организме. Он утверждал, что душа зависит от внешнего мира и тела, и что нарушение связи души с внешней средой может привести к огрублению души. Полный разрыв с внешней средой ведет к смерти. Гераклит также отмечал важность познания и мышления, которые позволяют человеку приобщаться к великому Логосу и понимать законы вселенной.
Философия Гераклита о потребностях и характере
Гераклит обращал внимание на побудительные силы и потребности живых существ. Он подчеркивал влияние предшествующих состояний на последующие и относительный характер побуждений и потребностей. Он утверждал, что настоящее счастье человека заключается не в погоне за удовольствиями, а в проявлении природосообразного поведения и понимании законов необходимости.
Гераклит считал характер главенствующим психологическим фактором, определяющим судьбу человека. Он придавал важность чувствам, особенно зрению и слуху, и утверждал, что мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой.
См. также
Выводы
Философия Гераклита о душе представляет собой сложную и темную систему учений. Он верил в борьбу противоположностей и важность познания и мышления для приобщения к великому Логосу. Он уделял внимание побудительным силам и потребностям, а также характеру как определяющему фактору в жизни человека.
В своей философии, Гераклит ставил акцент на важности понимания законов природы и соответствующего поведения, а также на развитии саморазвивающейся мысли и прислушивания к голосу разума.
Что нам скажет Википедия?
Гераклит, как кажется, следует этому образцу объяснения мира, когда рассматривает мир как «вечно живой огонь» (B 30 DK) и утверждает, что «Молния управляет всеми вещами», намекая на управляющую силу огня (B 64 DK). Но выбор огня в качестве исходного первовещества крайне странен: первовещество должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя свои сущностные качества, тогда как огонь непостоянен и предельно изменчив, являясь символом изменений и процесса. Гераклит отмечает:
Мы можем измерить все вещи по отношению к огню как стандарту; имеется эквивалентность между золотом и всеми вещами, но вещи не тождественны золоту. Точно также огонь обеспечивает стандарт ценности для других элементов, но не тождествен им. Огонь играет существенную роль в учении Гераклита, но он не исключительный и уникальный источник для других вещей, поскольку все вещи или элементы эквивалентны. Огонь важен скорее как символ, чем как первоэлемент. Огонь постоянно изменяется, впрочем как и остальные элементы. Одно вещество трансформируется в другое в некотором цикле изменений. То, что несёт в себе постоянство — не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений. Существует некий постоянный закон трансформаций, который можно соотнести с Логосом. Гераклит мог бы сказать, что милетцы корректно считали, что один элемент обращается в другой через серию трансформаций, но они некорректно выводили из этого существование некоторого первоэлемента как единственного источника для всего существующего.