Фокке-Вульф Fw.190 был немецким одноместным одномоторным поршневым истребителем-монопланом, который использовался во время Второй мировой войны на вооружении люфтваффе. Узнайте об истории создания, конструкции и характеристиках этого знаменитого самолета.
Введение
Фокке-Вульф Fw.190 (нем. Focke-Wulf Fw.190 «Würger» - сорокопут, мелкая хищная птица) был немецким одноместным одномоторным поршневым истребителем-монопланом, который использовался во время Второй мировой войны на вооружении люфтваффе. Fw.190 успешно применялся в различных ролях, включая высотный перехватчик (особенно Fw.190D), эскортный истребитель, штурмовик и ночной истребитель, и зарекомендовал себя как надежная «рабочая лошадка» люфтваффе.
История создания
В осенний период 1937 года Имперское министерство авиации заказало нескольким компаниям разработку нового истребителя, чтобы использовать его вместе с Мессершмиттом Bf.109. Хотя Мессершмитт Bf.109 показал превосходную производительность, высшее руководство люфтваффе опасалось, что новейшие зарубежные разработки могут его превзойти, и поэтому требовалось иметь более современный истребитель.
Конструкторское бюро «Фокке-Вульф Флюгцойгбау АГ», под руководством профессора Курта Танка, предложило несколько вариантов самолета, основанных в основном на двигателях водяного охлаждения. Однако эти разработки не вызывали интереса в министерстве до тех пор, пока не был представлен проект, использующий 18-цилиндровый воздушно-охлаждаемый двигатель BMW 139 со звездообразным расположением цилиндров. В то время такие двигатели не были популярны среди европейских авиаконструкторов из-за их большой площади поперечного сечения, которая создавала большое аэродинамическое сопротивление и ограничивала обзор пилота по сравнению с рядными двигателями с жидкостным охлаждением. Несмотря на это, Курт Танк не унывал. Вместо того, чтобы оставить цилиндры двигателя открытыми, что улучшало охлаждение, но увеличивало лобовое сопротивление, конструкторское бюро спроектировало носовую часть самолета с небольшим зазором между обтекателем и цилиндрами, а также использовало туннельный кок пропеллера.
Интерес к проекту объяснялся тем, что оба германских производителя рядных авиационных двигателей, заводы «Юнкерс» в Дессау и «Даймлер-Бенц» в Штутгарте, не могли обеспечить производство новых двигателей в достаточном количестве для Мессершмитта Bf.109, что стало дополнительным стимулом для разработки нового истребителя.
Конструкция и характеристики
FW-190 был цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Крыло самолета, которое полностью соединялось с фюзеляжем без разъемов, имело мощный силовой лонжерон с корневыми частями, выполненными со стреловидностью, и вспомогательный облегченный задний лонжерон. Стабилизатор имел изменяемый угол установки.
Шасси самолета было трехопорным и убиралось в полете с использованием электрического привода. Кабина пилота закрывалась каплевидным фонарем, который мог быть сброшен на высоких скоростях с помощью пиропатрона. Вооружение самолета менялось в зависимости от его модификации. Он мог быть оснащен пулеметами и/или пушками различного калибра.
Первый прототип FW-190V1 был завершен в мае 1939 года, и 1 июля 1939 года он взлетел в воздух. Серийное производство началось в июне 1940 года на заводе фирмы в Бремене, и в июле 1941 года FW-190A был принят на вооружение люфтваффе.
В сравнении с Мессершмиттом Bf-109, FW-190 превосходил его только в качестве конструкции, качестве сборки и универсальности (например, способность садиться на плохих аэродромах). Однако из-за высокой нагрузки на крыло, FW-190 имел менее хорошую маневренность. Благодаря более мощному двигателю, FW-190 превосходил Bf-109 по скорости, но в реальных боевых условиях часто демонстрировал менее впечатляющие результаты.
Производство FW-190 продолжалось до мая 1945 года, и всего было изготовлено 19613 самолетов FW-190 различных модификаций. Кроме того, его развитие привело к созданию варианта Ta-152, который выпускался с ноября 1944 года по март 1945 года. Пик производства пришелся на 1944 год, когда было произведено 11500 самолетов.
См. также
Заключение
Фокке-Вульф FW-190 был одним из ключевых немецких истребителей Второй мировой войны. Его разработка и производство в значительной степени расширили возможности люфтваффе. FW-190 продемонстрировал превосходную производительность в различных ролях и продолжал оставаться значимым элементом немецкой авиации до конца войны.
Что нам скажет Википедия?
Фокке-Вульф Fw.190 (нем. Focke-Wulf Fw.190 «Würger» - сорокопут, мелкая хищная птица) — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении люфтваффе во время Второй мировой войны. Fw.190 успешно использовался в различных амплуа, в частности в роли высотного перехватчика (в особенности Fw.190D), эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя и зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой» люфтваффе.
Внутри компании «Фокке-Вульф» типам самолётов в качестве дополнительного описания давали имена птиц. Fw.190 получил имя нем. «Würger» — «Сорокопут» (небольшая хищная птица).
Осенью 1937 года Имперское министерство авиации заказало нескольким компаниям разработку проекта нового истребителя, для использования совместно с Мессершмиттом Bf.109. Мессершмитт Bf.109 превосходно зарекомендовал себя, однако высшее руководство люфтваффе опасалось, что новейшие иностранные разработки могут превзойти его, и хотело иметь в запасе более современный истребитель.
Конструкторское бюро (КБ) «Фокке-Вульф Флюгцойгбау АГ», возглавляемое профессором Куртом Танком, предложило несколько вариантов самолёта, в основном, с двигателями водяного охлаждения. Однако разработки не вызывали интереса в министерстве до тех пор, пока не был предложен проект с использованием 18-цилиндрового двигателя BMW 139 воздушного охлаждения со звездообразным расположением цилиндров. В то время среди европейских авиаконструкторов такие двигатели не пользовались популярностью, так как считалось, что их большая площадь поперечного сечения создавала слишком большое аэродинамическое сопротивление и ограничивала обзор пилоту, по сравнению с рядными двигателями с жидкостным охлаждением. Однако Танка это не смутило. Вместо того, чтобы оставлять цилиндры двигателя открытыми, улучшая охлаждение и увеличивая лобовое сопротивление, КБ спроектировало носовую часть с небольшим зазором между обтекателем и цилиндрами в сочетании с туннельным коком пропеллера.
В состав группы КБ, разработавших машину, входили: Зам. Танка — Вилли Кютхер (координатор работ); Рудольф Блазер — силовая конструкция; Людвиг Миттельхубер — ответственный по работам в КБ; Ганс Зандер и Курт Мельхорн — выполняющие начальную испытательную программу. Во всей группе 12 человек.
Интерес же к проекту объяснялся тем, что оба германских производителя рядных авиационных двигателей — заводы «Юнкерс» в Дессау и «Даймлер-Бенц» в Штутгарте не могли обеспечить производство нового самолёта. «Даймлер-Бенц» едва справлялся с заказами на изготовление двигателей для Мессершмиттов Bf.109 и Bf.110. «Юнкерс» же обеспечивал моторами собственные Ju-87, Ju-88, а также Хейнкель He-111H.