Узнайте подробности о гибели и героическом бое крейсера Варяг в русско-японской войне. Статья рассказывает о событиях, произошедших с крейсером Варяг, его отправке на Дальний Восток, сражении в Чемульпо и последствиях. Читайте сейчас на Истории и мире!
Предыстория
К началу ХХ века все ведущие мировые державы вступили в фазу империализма. Растущие империи стремились взять под свой контроль как можно больше территории и значимых пунктов на карте мира. Китай был ослаблен внутренними и внешними войнами, что привело к возникновению на его территории сфер влияния великих держав, в том числе и России. Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии. С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония обратилась к Великобритании с просьбой о заключении союзного договора, в результате не долгих переговоров такой договор был подписан в 1901 году в Лондоне. Англия стремилась ослабить Россию, так как интересы этих империй сталкивались по всей Азии: от Черного моря и до Тихого океана.
Отправка на Дальний Восток
В мае 1901 года крейсер Варяг был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, пришвартовался на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде находились также корабли международной эскадры. 5 января 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка Кореец.
Сражение в Чемульпо
Ночью 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японские боевые корабли открыли огонь по русской эскадре, которая стояла на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война (1904-1905), длившаяся 588 дней.
Крейсер Варяг и канонерская лодка Кореец, находившиеся в корейской бухте Чемульпо, ночью 9 февраля 1904 года были блокированы японской эскадрой. Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой с японской эскадрой, в составе которой было 14 миноносцев.
За первый час боя в Цусимском проливе экипаж российского крейсера выпустил более 1,1 тысячи снарядов. Варяг и Кореец вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета Варяг был затоплен, а Кореец взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.
См. также
Последствия
Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой - Георгиевским крестом. После торжеств команда Варяга была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а командир Всеволод Руднев был награжден, повышен по службе - и отправлен в отставку.
После легендарного боя в бухте Чемульпо Варяг пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем Соя. Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме - Варяг.
В 1916 году Россия приобрела...
Гибель Варяга
Снова, как четырнадцать лет тому назад, приходится писать эти строки. По полученным сведениям, 5-го июня 1918 года утром в Ирландском море, между Ливерпулем и Глазго потоплен миной русский крейсер Варяг с английской командой. Он погиб, и на этот раз навсегда. Заложенный в мае 1898 года на верфи Крампа в Филадельфии, он по окончании в 1901 году постройки вступил в состав русской тихоокеанской эскадры.
И вот ему осталось одно — сражаться. И сражаться не для того, чтобы победить — на это, ввиду громадного численного и качественного превосходства японских судов, не было никакой надежды, а для того, чтобы показать всему миру, что русских можно было уничтожить, но заставить их сдаться нельзя. Командир Варяга, капитан 1-го ранга Руднев, дал этот бой. Дал, имея всего 15 орудий среднего калибра на своих судах против 58 японских. Прорваться не удалось и пылающий крейсер вернулся на рейд Чемульпо, где был взорван и затоплен своим экипажем.
Но этот безнадежный бой, вызвавший слезы на глазах присутствующих при нем иностранных моряков, не пропал даром. По всем городам России заунывная песня о геройской гибели Варяга долго будила в нас любовь к отечеству, будила нашу национальную гордость.
Японцы, заняв Корею, начали делать попытки поднять крейсер. Неглубокий рейд Чемульпо очень благоприятствовал их работе. Но долго не удавалась она. Варяг не хотел возрождаться. И надо было всю энергию японцев, чтобы в августе 1905 года крейсер всплыл. Он был отремонтирован и получил новое имя – Соя, вступив в состав японского флота.
Однако в июне 1918 года Варяг окончательно погиб у берегов Ирландского моря с английской командой на борту.