Рельсовая война 1943 года стала важным элементом в борьбе с немецкими захватчиками. Узнайте цель операции, ее подготовку, ход и результаты в статье 'В чем суть рельсовой войны?' на История и мир.
Цель операции
Операция "Рельсовая война" была проведена с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР в рамках рельсовой войны. Ее целью было оказать помощь Советской Армии в завершении разгрома немецких войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления. Основной задачей было затруднение доставки грузов для укрепления обороны немцев и отвлечение сил немцев для охраны железнодорожных путей.
Подготовка операции
Центральный штаб партизанского движения привлек к выполнению операции белорусских, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и некоторых украинских партизан. Всего было задействовано 167 бригад и отдельных отрядов.
Предполагалось, что противник испытывает недостаток рельсов, хотя на самом деле у немцев был излишек рельсов. Тем не менее, партизаны были обеспечены взрывчаткой и минно-подрывной техникой. Им были посланы инструкторы-подрывники для подготовки и обучения.
В июне 1943 года на партизанские базы было доставлено большое количество взрывчатки и саперного оборудования. Было заброшено 150 тонн толовых шашек, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Также активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.
Ход операции
Операция "Рельсовая война" началась ночью 3 августа 1943 года. Действия партизан развернулись в тыловых районах групп армий "Центр" и "Север", а также в тылу группы армий "Юг". Всего около 100 тысяч партизан принимали участие в операции.
За первую ночь было взорвано 42 тысячи рельсов. Партизаны активно взаимодействовали и проводили боевые действия по разрушению мостов, станций и эшелонов. Особенно значительные разрушения были произведены на участках Полоцк - Молодечно, Минск - Бобруйск, Лунинец - Калинковичи и Могилев - Жлобин.
В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов и уничтожено значительное количество эшелонов. Белорусскими партизанами было уничтожено 836 эшелонов и 3 бронепоезда. Были также взорваны мосты и станционные сооружения.
См. также
Результаты операции
Рельсовая война оказала значительное влияние на транспортные возможности противника. К осени 1943 года оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3-10 дней. Разрушения на участках железных дорог в значительной мере ограничили возможности немецких войск и способствовали успеху советских операций.
Таким образом, рельсовая война в 1943 году стала важным элементом в борьбе с немецкими захватчиками. Партизаны успешно внедрили тактику разрушения железнодорожной инфраструктуры противника, что привело к существенным затруднениям в его тыловом передвижении и снижению его боеспособности.
Что нам скажет Википедия?
Рельсовая война (белор. Рэйкавая вайна, укр. Рейкова війна) — действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств.
Рельсовая война может проводиться и в мирное время террористическими группами с целью морального воздействия на общество.
Центральный Комитет КП(б) Беларуси в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения железных дорог одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.
В осуществлении операций большую роль сыграло инженерно-техническое содействие со стороны организаций, работавших в тылу и разрабатывавших различные мины и взрывные устройства специально для диверсионной работы партизан на железной дороге. Основной такой организацией было ГСКБ-47. Множество конструкций таких устройств было создано и самими партизанами, которые потом довольно успешно их применяли.
Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.
Отечественные и немецкие данные о нанесенном партизанами уроне разнятся. Тем не менее, даже немецкие источники свидетельствуют о том, что он был серьёзным.
В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».
После российского вторжения на Украину практика рельсовой войны начала применятся белорусскими и российскими партизанами. Так в Белоруссии уничтожалось сигнальное оборудование, а железнодорожные пути блокировались. В России также были зафиксированы многочисленные подрывы железнодорожных путей и порча связанного имущества, например децентрализованные движение «Останови вагоны», взяло на себя ответственность за сход вагонов с рельсов в Амурской области, в Твери, в Красноярске, в Красноярском крае, в Махачкале и прочих регионах.
В мае 2023 года произошли очередные подрывы путей в Брянской области, а в ноябре в Рязанской области.